Презентация по химии формирование универсальных учебных действий на уроке химии


Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. Учитель химии МКОУ СОШ №1 Тарасова Ольга Геннадьевна Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.  Универсальные учебные действия предлагается сгруппировать в четыре основных блока:личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения; познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Учитель в процессе планирования уроков должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:состояние здоровья детей;успеваемость по основным предметам;уровень развития речи; степень владения русским языком;умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;стремление принимать и решать учебную задачу;навыки общения со сверстниками;умение контролировать свои действия на уроке.  На уроках химии развитие УУД возможно через систему заданий, например:личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе мамы (папы), применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль для моего здоровья», «Добыча нефти в нашем крае и проблемы экологии»; Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий: – участие в проектах;– подведение итогов урока;– творческие задания;– самооценка события, происшествия;– дневники достижений. познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов должны:определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав – классификация веществ;определить тип предполагаемой реакции , мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции; определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ;уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.          Учащимся приходится одновременно выполнять логические построения, осуществлять взаимосвязи графических (символьных) единиц и текстовой структуры, связывать понятия атом, индекс, формула и числовые величины. Решение подобных заданий учащимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения уравнений. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: – «Найди отличия» (можно задать их количество);– Поиск лишнего– «Лабиринты»– «Цепочки»– Хитроумные решения– Составление схем-опор– Работа с разного вида таблицами– Составление и распознавание диаграмм Для формирования коммуникативных действий (раньше - умение работать в парах (группах)) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача минизачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания латинских названий элементов и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: – составь задание партнеру;– групповая работа по составлению кроссворда;– «отгадай, о ком говорим»;– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.           С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест ,проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Ещё один возможный приём для проверки теста - это если во время работы с тестом пара учащихся выполняет тест на отворотах доски и после завершения, вместе со всеми их работа проверяется, обсуждается, исправляется и сразу вырабатывается система оценивания, по этому образцу происходит проверка и работы в парах. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: – «Преднамеренные ошибки»– Поиск информации в предложенных источниках– Взаимоконтроль– Взаимный диктант– «Ищу ошибки»– КОНОП (контрольный опрос на определенную тему) Что же дают универсальные учебные действия? - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; Уроки химии: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности воспитанников.