Презентация на тему Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Технология развития критического мышления через чтение и письмоВыполнила учитель начальных классов МКОУ СОШ №8Железняк Наталья Ивановна Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта». /Стандарты второго поколения/. Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Брауна и И. Бека, Куртиса Мередита, Чарльза Темпла и Джинни Стилла. Отвечая на вопрос: «Что же такое критическое мышление?», приведем цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление» «Технология развития критического мышления» (РКМЧП). Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть её очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;пробудить к ней интерес;активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;структурировать последующий процесс изучения материала. Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:получение новой информации;ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)выражение новых идей и информации собственными словами;целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;анализ всего процесса изучения материала;выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»). I. Стадия вызова«Кластер»«Загадка»«Корзина идей»«Отсроченная догадка»«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»«Театрализация»«Верите ли вы, что…»«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»«Дискуссия»«Перепутанные логические цепочки»«Проблемный вопрос» Приём «Кластер» Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Звуки языка Гласные Согласные Ударные Безударные Глухие Звонкие Твердые Мягкие Урок окружающего мираТема: Богатства природы Урок окружающего мираТема: Зима – покой природы Приём «Корзина идей» Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. идеи понятия предположения решения имена На доске рисунок корзины. В нее будем условно собирать все, что знаем по теме. Приём «Корзина идей» Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает об этом.Строго индивидуальнаяработа,(продолжительность 1-2 минуты). Этапы работы: Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа 3 минуты) . В обсуждении ученики выясняют, в чем совпали мнения, из-за чего возникли разногласия. Этапы работы: Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Этапы работы: В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемыили понятия могут быть связаны в логические цепи.Все ошибки исправляютсядалее, по мере освоения новой информации. Этапы работы: Урок окружающего мира: Растения и животныеЭтап урока: решение предметной задачи.- Откроем тайну растений. Соберем в корзинку ваши предположения. Запишите самостоятельно на листах бумаги все, чем могут питаться растения.-Обсудите со своим соседом по парте вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос. Оказывается, в листьях растений работают маленькие «зеленые заводики» Хлорофиллы. Анимация вам поможет представить как они работают. Демонстрирует ЭОР Самостоятельно прочитайте комикс на стр. 51 учебника, попробуйте в парах объяснить, чем питаются растения, а чем животные. -Подтвердились ли ваши предположения? Что за черточки и точечки и появились на листьях цветка?- Что употребляют в пищу растения? Откуда? Чем?- Что ещё нужно растениям? Чем поглощают?– Чем же закончилась эта история? – А что удивительного заметили? Вывод. Растениям не надо двигаться, чтобы питаться, они добывают себе пищу из окружающей среды листьями и корнями… Приём «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа. Дайте три объяснения, почему…Объясните, почему…Почему вы думаете…?Почему вы считаете…?В чем различие…?Что, если…?Согласны ли вы…?Верно ли…? Кто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…?Как звали…?Было ли…? «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Дети высказывают предположения по заявленной теме. Но все же вопрос остаётся открытымпочти до конца урока. В конце урока дети должны самостоятельнодать на него ответ. Приём «Отсроченная догадка» Приём «Верите ли вы, что» Учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет». Урок русского языка «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы»- Поиграем в игру «Верю – не верю» Если верите, ставите «+», если нет «-»В русском языке 5 гласных букв, которые на письме обозначают мягкость согласных.Всего в русском языке 6 гласных букв.Всего 4 гласные буквы могут обозначать в слове сразу 2 звука.Сколько в слове согласных, столько и слогов.Сколько в слове гласных, столько и слогов.Первый слог в слове всегда ударный.Ударным может быть любой слог в слове.Каждый согласный звук может быть либо твердым, либо мягким. II. Стадия осмысления«Зигзаг»«Инсерт или «Чтение с пометами»«Круги по воде»«Чтение с остановками» «Сводная таблица»«Двойной дневник»«Бортовой журнал» Приём «Зигзаг»Плюсы метода Ученики работают вместе и лучше усваивают весь материал за короткое время. Это упражнение может заменить объяснение нового материала. Метод поощряет участников помогать друг другу в получении нужной информации.Школьники сами участвуют в процессе преподавания. Этапы работы 1.Новый материал разделить на равные части.Например: тема «Биография» может быть разбита на фрагменты: ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю. Этапы работы 2. Все учащиеся делятся на группы Групп столько, сколько частей материала.Каждый участник получает одну из частей материала. Он становится экспертом по данному вопросу. Каждый член группы самостоятельно находит материал по своей части и изучает 10 минут. 3.Эксперты по одному вопросу собираются в тематические группы для обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим (конспект, план ответа, выводы) Работают15 минут. Этапы работы Это называется «встречей экспертов». 4. Затем все собираются в первоначальные группы и в необходимом порядке преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе. Этапы работы 5. Контрольный опрос.Учитель проводит опрос, чтобы выяснить как усвоен учебный материал,задать вопрос любому участнику,выставить итоговую оценку группе. Этапы работы Приём «Бортовой журнал» Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться. Что нового я узнал из текста? Что мне известно по данной теме? Приём «Инсерт» Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Приём «Чтение с остановками». Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. По названию предположите, о чем будет рассказ?▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?▪ Что будет с героем после событий рассказа? Примерные вопросы: Текст Текст Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Приём «Двойной дневник». Приём «Круги по воде».Опорное слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. п о ч в а III. Стадия рефлексии«Синквейн»«РАФТ»«Шесть шляп» Приём «Синквейн» Правила написания синквейна:Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта. Урок окружающего мира: Человек - разумное существо (стадия рефлексии)Человек.Разумный, беспощадный.Разрушает, помогает, думает.Заботься о матушке природе!Я. Приём РАФТ:Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.Р – роль (любой человек нашей планеты)А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)Ф - форма – рассказТ – тема «Нервная система человека»Учитель предлагает ученикам:-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их. Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.Черная. Проблема. При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно. Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы. Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания. Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. Интернет – ресурсы:http://pedsovet.su/load/145-1-0-11874 http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-v-nachalnoi-shkole http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html http://izhschool89.ucoz.ru/index/kak_nauchit_rebenka_uchitsja_ili_o_tekhnologii_razvitija_kriticheskogo_myshlenija/0-94