Информационно – образовательная среда урока как средство мотивации, развития познавательных интересов и повышения качества знания на уроках английского языка
МБОУ«Никифоровская СОШ№1» Педагогический проектИнформационно – образовательная среда урока как средство мотивации, развития познавательных интересов и повышения качества знания на уроках английского языка Автор: учитель английского языка Варзаева Тамара Владимировна Переход к новой парадигме образования, в центре которой находится личность учащегося и культура как его доминанта, требует такого подхода к организации образовательной среды в обучении иностранным языкам с привлечением ИКТ и глобального коммуникационного пространства, когда создаются условия сбалансированного, равномерно функционирования всех ее структурных компонентов, а содержание обучения направлено на усвоение социокультурных аспектов общения на изучаемом языке, изучение менталитета, отношений, поведения, ценностей, релевантных культуре изучаемого языка. Особенность ИОС для обучения ИЯ заключается в том, что она реализуется в специфической учебной языковой среде с использованием специально разработанных учебных материалов и комплекса инструментов, позволяющих эффективно организовывать иноязычную коммуникацию участников общения. Ее функционирование обеспечивается взаимодействием трех составляющих: содержательной ,организационной и технологической. Средства обучения Новая цель образования Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учащихся и учителей Едиными требованиями к знаниям обучающихсяНеобходимость постоянного увеличения объема информации в учебном процессе Недостаточное количество часов на изучение предмета. Неготовность ОУ обеспечить выполнение стандартов нового поколения. Индивидуальными способностями усвоения знанийВозможностью ее усвоения для развития ключевых компетенцийВременем, необходимым для более глубокого усвоения материалаОрганизация индивидуальной информационно-образовательной среды и традиционный подход к обучению. Развитие познавательных интересов и повышения качества знания на уроках английского языка в условиях эффективного использования информационно-образовательной среды урока . если целенаправленно, эффективно использовать информационно-образовательную среду на уроках английского языка, то это будет «живительным источником» мотивации и активизации познавательного интереса обучающихся. создание информационно-образовательной среды урока для мотивации и развития познавательных интересов обучающихся, для повышения качества знаний по английскому языку. Экспериментально проверить эффективность модели в процессе обучения английского языка как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности и повышения качества знаний. Изучить педагогико - эрганомические условия построения ИОС урока в классной комнате. Провести аналитический анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта. Проанализировать психолого – педагогическую, научно – и учебно – методическую литературу по теме исследования. Провести анализ компонентов информационно – образовательной среды урока. Изучить педагогический потенциал ИОС урока Построить систему, обеспечивающую каждому обучающемуся собственную траекторию обучения. информационно – образовательная среда урока мотивация, познавательные интересы, качество знаний по английскому языку сформировать положительную мотивацию к обучениюповысить эффективность учебно-воспитательного процесса;вовлечь каждого учащегося в активную познавательную деятельность,рост участия обучающихся в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах;развить навыки самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время;повысить положительную динамику уровня качества знаний по английскому языку. Цель: изучение источников, ресурсов по теме проектаИзучила работы: М.С. Артюхина, Особенности современных средств обучения в контексте интерактивных технологий,2014; Василенко А.В. Роль информационных технологий в процессе развития пространственного мышления учащихся // Педагогическое образование и наука, 2010. – № 4; Вострокнутов И.Е., Розанов Д.С. Оборудование и методическое наполнение современных интерактивных предметных кабинетов как важная составляющая информатизации школьного образования // Информатизация образования: труды межд. науч.-практ. конф. – Ростов-н/Д : ЮФУ, 2013;Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/];Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf. Учебники.Рабочие тетради.ПлакатыГрамматические таблицы. Дидактический материал. Интерактивная доскаПланшетМобильные копи-устройстваПроекторыСистемы тестирования Интерактивный учебникИнтерактивный словарьОбучающие программыСD,DVDИнтерактивный тренажерИнтерактивные средства наглядности (грамматические таблицы, плакаты, карты,панорамы) Интерактивный учебный комплект Компонеты на бумажном носителе Интерактивное оборудование Интерактивные средства обучения Педагогический потенциалИндивидуализация учебного процесса;Организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества;Создание ситуации успешности для обучающихся;Обеспечение системно – деятельностного подхода в обучении;Психолого – педагогическое сопровождение учебного процесса;Ориентация на самообразование;Социализация обучающихся;Отслеживание знаний обучающихся на всех этапах обучения. Эргономические условия безопасность; комфортность; дизайн. Требования функциональные требования соответствия; коммуникационные требования совместимости и безопасности. Педагогические условия научность; наглядность; доступность; связь с жизнью; нормированность. Требования назначение учебного кабинета; используемые педагогические технологии; особенности изучаемого предмета. Комфортность, качество, безопасность Новое качество образования Учитель Ученик Осуществляет поиск, выбор, анализ Презентация информации Систематизация знаний Организует деятельность обучающихся по работе с информацией на основе созданной модели урока. Формирует мотивацию на каждом этапе урока. Мотивация и познавательный интерес приводит к повышению качества знаний. 1. Реализация групповых или индивидуальных проектов в среде, перевод большей части самостоятельной работы в телекоммуникационный режим. 2. Организация самостоятельной индивидуальной деятельности обучаемого. 3. Переход от заданий репродуктивного типа к индивидуализированному учебному процессу. 4. Повышение уровня мотивации к самостоятельной учебной, научно - исследовательской деятельности. (Приложение №1). Цель: использование, в качественном и количественном плане, ресурсов среды в учебном процессе. 5. Вовлечение обучающихся в выполнении учебных, социальных проектов. (Приложение №2) . 6. Повышение качества знаний по английскому языку. (Приложение №3). Информационно - предметная среда способствует всесторонними развитию обучающегося благодаря предоставлению возможности окунуться в сконструированную среду и заставить решать поставленные задачи в реальном времени, развивая тем самым: логику; мышление; применение теоретических знаний на практике. До проекта После проекта Цель: изучение влияния ИОС урока на мотивацию, развитие познавательного интереса и качества знаний. Повысились познавательный интерес и мотивацияобучающихся к английскому языку Повысилось качество знаний Рост участия обучающихся в творческих конкурсах и Олимпиадах, проектах Отсутствие неуспевающих по предмету Создание информационно – образовательной среды урока является эффективным средством мотивации, развития познавательных интересов и повышения качества знания на уроках английского языка Данное исследование может быть: использовано в педагогической деятельности учителей иностранных языков; представлено на РМО учителей английского языка для обобщения; педагогического опыта; размещено в районном банке методических идей; опубликовано в сетевых профессиональных сообществах. Абрамов, М.Г. Человек и компьютер : от HOMO faber к Homo informaticus / М.Г. Абрамов // Человек. - 2000. - № 4. Баетова Д.Р. Реализация эргономического подхода в информационно-предметной среде учебного кабинета вуза — Омский научный вестник, — 2007 — № 3 (55). Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М. : Академия, 2003.Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.Мунипов В.М, Зинченко В.П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник для вузов — М.: ЛОГОС, 2001. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf