Презентация-разработка из опыта работы Формирование коммуникативных компетенций на уроках ОБЖ в классах 2 и 3 уровней образования посредством использования технологии проблемного диалога
"Формирование коммуникативных компетенций на уроках ОБЖ в классах 2 и 3 уровней образования посредством использования технологии проблемного диалога"Автор выступления: Кухтин Александр Викторович, учитель муниципального образовательного учрежденияЩербаковской средней образовательной школы Алексеевского района Белгородской области
Динамика сформированности уровня коммуникативных компетенций обучающихся 6 класса ( по методике Б.А. Федорищена)
Между необходимостью повышения уровня коммуникативных компетенций обучающихся и использованием традиционной методики преподавания на уроках географииПротиворечие
С.Л. РубинштейнПедагоги прошлогоА.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, К.А. Славская
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960)
Ирина Сергеевна Якиманская
Технология проблемного-диалогическогообученияПроблемное обучение Психология творчества(И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин)М.И. Махмутов )Современный этап
Алексей Михайлович Матюшкин(1927-2004)
Мельникова Елена Леонидовна
«Двадцать лет моих собственных изысканий оформились в продукт, который сегодня известен как технология проблемного диалога»Е. Мельникова
Постановка учебной проблемыПоиск путей решения проблемыТехнология «проблемного диалога»
Побуждающий от проблемной ситуации диалог;Подводящий к теме диалог;Сообщение темы с мотивирующим приемом.Методы постановки учебной проблемы(по Е. Мельниковой)
Третий и наиболее простой метод постановки учебной проблемы – это сообщение темы с мотивирующим приемомприем «яркое пятно» прием«актуальность»
«Один художник решил нарисовать лес.-Что такое лес? – размышлял он. (Как вы думаете?) – Конечно деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.- Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.Пример сообщения темы с мотивирующим приемом(в 8классе)
создания проблемной ситуации; побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; побуждения к формулированию учебной проблемы; принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.Побуждающий от проблемной ситуации диалог
1)Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения;2)Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием;3)Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.4)Дать практическое задание, не выполнимое вообще;5) Дать практическое задание, не сходное с предыдущими;6) Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.Шесть приемов создания проблемной ситуации( по Е.Мельниковой )
1.Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.Факторы, тормозящие диалог
Динамика сформированности уровня коммуникативных компетенций обучающихся 6-8класса ( по методике Б.А. Федорищева)
Одним из критериев результативности опыта является оценка коммуникативных компетенций обучающихся. Для их диагностики использовалась методика Б .Федорищена . Автор выделяет 5 уровней сформированности коммуникативных компетенций : очень высокий , высокий, средний, ниже среднего, низкий. В ходе мониторинга выявлялась динамика развития коммуникативных компетенций обучающихся экспериментального класса. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.