Презентация по литературе Романтизм как литературное направление


Презентация по теме «Романтизм как литературное направление» Автор: Комбарова Любовь Михайловна,учитель русского языка и литературы гимназии №56Г.Томска Романтизм как литературное направление Классицизм и романтизм - вот два слова…с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слёз и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах. В.Г.Белинский. Литературные мечтания Романтизм в живописи Романтизм в литературе Романтизм в музыке Истоки романтизма Содержание Истоки романтизма Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Романтизм в живописи Фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес. Ф. Гойя Характерные черты романтизма в живописи свобода самовыражения повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека естественность искренность и раскованность сильные эмоции, часто доходящие до крайностей Брюллов Карл Павлович (1799-1852) – русский живописец «Последний день Помпеи» 1833 г. Брюллов Карл Павлович (1799-1852) – русский живописец «Всадница» Картина написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображенной на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». Брюллов Карл Павлович (1799-1852) – русский живописец «Итальянский полдень» 1831 г.На картине изображена молодая женщина, снимающая виноград. Моделью стала простая итальянка. Брюллов писал свою картину в саду под настоящим виноградником, в солнечном полуденном освещении. Херман Август Каппелен (1827-1852) - норвежский пейзажист «Пейзаж» 1852 г. Делакруа Эжен (1798-1863 гг.) - французский живописец-романтик «Лодка Данте»1822 г. Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824) — французский живописец «Плот «Медузы» 1816 г. Романтизм в музыке В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.Представителями романтизма в музыке являются: в Австрии: Франц Шуберт; в Германии — Э. Т. А. Гофман, Карл Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман; в Италии: — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции: — Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер; в Польше Фредерик Шопен; в Венгрии: Ференц Лист;в России: А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский Никколо́ Пагани́ни (1782 - 1840) - итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор Паганини - один из основоположников музыкального романтизма. Он увлекал слушателей: пафосом исполнения;яркими поэтическими образами;полётом фантазии;драматическими контрастами; виртуозностью.Паганини был крупнейшим композитором. Особенно популярны его "24 каприччо" для скрипки соло, 2 концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки. Каприз для скрипки. Соло №24  Фредерик Шопен (1810-1849) - польский композитор и пианист Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию; создал фортепианную балладу;опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. Жанр ноктюрна был значительно развит Шопеном, наполнившим его контрастами и драматизмом. Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. Ноктюрн Cis Dur, Op.post. №20 Романтизм в литературе Странник над морем тумана. Каспар Давид Фридрих, 1818. Представители романтизмав литературе Англия:Д.Байрон, П.Шелли, Р.Саути,В. Скотт Россия:В.Жуковский, Ф.Тютчев, К.Рылеев, Е.Баратынский Франция:Ф.Шатобриан, А.Ламартин,В. Гюго, Жорж Санд Романтизм в России ИСТОКИ (появился в первой четверти 19 века) Богоборческие мотивыРазлад личности и обществаПроблематика «сильной личности» и «естественного человека»Экзотика сюжета и места Влияние английского и французского романтизма(Байрон, Шелли, Шатобриан) Влияние немецкого романтизма (Гёте, Шиллер, Гофман) МистицизмИнтерес к философским аспектам бытияПротивопоставление «дневного» и «ночного» мира Характерные черты русского романтизма Доминирующий пафос вольнолюбия и борьбыПридание усиленно-социального звучания общеромантическим мотивамСинтез элементов (отдельных свойств Классицизма, Просвещения)Активнейшее развитие лирики Орест Кипренский, портрет В.А. Жуковского, 1815 Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом Характерные черты русского романтизма Романтическая личность – страстная личность Страсти: высокие(любовь во всех её проявлениях ) и низкие (зависть, жадность, честолюбие) Романтический герой действует в исключительных обстоятельствах Необычная обстановка, экзотика (Крым, Кавказ) В центре художественной системы- личность Обращение к истории Природа – бурная стихия (у человека с природой сложные взаимоотношения).Романтический пейзаж: море, небо, горы. Романтический герой – сильный человек, на голову выше окружающих Нет эволюции характеров Характерные черты русского романтизма В.А. Жуковский (1783 – 1852) – «русское эхо» западноевропейского романтизма Ручей, виющий по светлому песку,Как тихая твоя гармония приятна!С каким сверканием катишься ты в реку! В описаниях Жуковского преобладают:чувства;национально-исторический колорит;народные предания и обычаи.Излюбленные жанры поэта – элегия и балладаВ.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси» Е.А. Баратынский (1800 – 1844)- «певец пиров и грусти томной» (А.С.Пушкин) Верь, жалок я один. Душа любви желает,Но я любить не буду вновь;Вновь не забудусь я: вполне упоеваетНас только первая любовь… А.С. Пушкин писал о нем: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя несколько одаренного вкусом и чувством. Он шёл своею дорогой один и независим». Вывод Романтизм - направление в литературе, музыке, живописи и театре, возникшее в начале XIX в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план личность и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические, народнопоэтические темы; направление, проникнутое оптимизмом и стремлением в ярких образах показать высокое назначение человека. Романтизм охватывает большой пласт различных видов искусства. План анализа лирического произведения Тема и идея.Композиция и внутренний сюжет (если есть).Лирический герой и система образов.Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса.Жанр.Эмоциональная окраска.Особенности ритмики, размера, рифмы.Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще. В.А. Жуковский « Идиллия» Когда она была пастушкою простой,Цвела невинностью, невинностью блистала,Когда слыла в селе девичьей красотойИ кудри светлые цветами убирала —Тогда ей нравились и пенистый ручей,И луг, и сень лесов, и мир моей долины,Где я пленял ее свирелию моей,Где я так счастлив был присутствием Алины.Теперь... теперь прости, души моей покой!Алина гордая — столицы украшенье;Увы! окружена ласкателей толпой,За лесть их отдала любви боготворенье,За пышный злата блеск — душистые цветы;Свирели тихий звук Алину не прельщает;Алина предпочла блаженству суеты;Собою занята, меня в лицо не знает. Стихотворения 1806. Дата создания: май 1806, опубл.: журн. «Вестник Европы», 1807, № 5, с подзаголовком «Подражание». Свободная обработка первой строфы стихотворения Шиллера «An Minna» («К Минне»). Используемые ресурсы Энциклопедия «Русская литература. От былин до летописей»,Москва, «Аванта+», 2002М.И. Мещерякова «Литература в таблицах и схемах», Москва, 1998И.В. Золотарева «Поурочные разработки по литературе»,Москва, «Вако», 2007http://wikipedia.tomsk.ruhttp://www.krugosvet.ruhttp://www.sotext.ru/romantizm.htmlhttp://music.edu.ru