Презентация по ФЭМП на тему Формирование математических способностей у дошкольников через игровую деятельность


Формирование математических способностей у дошкольников через игровую деятельностьвоспитатель старшей группы МБДОУ №46 Вишнякова Е.В. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в воспитании и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста. Моей целью была работа над формированием и развитием математических способностей у детей посредством игрового занимательного материала, через дидактические игры, ребусы, кроссвордылабиринты, головоломки, занимательные вопросы, загадки, задачи-шутки, поговорки, считалки, пословицы и физкультминутки с математическим содержанием. Для этого в группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал. Примерный перечень материала в уголке Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10.Таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета.Игрушки разной величины от 1 до 5.шт.Геометрические фигуры Картинки с изображением разных частей суток (явления природы).Картинки с изображением времен года (явления природы).Таблицы с изображением символов частей суток и времен года.Счетные палочки.Картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы.Календарь Логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др.Дидактические игры соответственно возрасту. Мой опыт был представлен системой работы воспитателя с семьей, что обеспечивало достижение наилучших результатовВ группе проводились совместные собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.Темы консультаций:• «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».• «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»• «Учим детей логически мыслить» Работа с детьми проводилась по этапам: На 1-м этапе мы старались вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок дидактических игр, а также я использовала бросовый материал: кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты и т. д. На 2-м этапе был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения., учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. В этих занятиях сочетались игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ними. Для лучшего усвоения и закрепления материала работа с занимательным математическим материалом проводилась в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке в виде игр (например «волшебная веревочка», где дети с удовольствием выстраивались в виде геометрических фигур), в свободное время вечером. Так же мною проводились беседы со специалистами. Так на занятиях физкультуры, дети закрепляли счет, сами называли фигуры ,которые получались при перестроении.Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в игровой форме, а также с игровым математическим материалом.Самые простые задачи, упражнения, требующиепроявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой. Если ребята испытывали трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогали им в этом и дети решали их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучивая веселые стихи, считалки, загадки. В процессе обучения были использованы такие дидактические игры как: 1.Количество и счет«Какой игрушки не стало?», «Скажи наоборот», «Найди столько игрушек, сколько…», «Чудесный мешочек», «Отметь цифрой», «Рассеянный художник», «Найди пару», «Найди соседей», «Считай дальше» и другие.  Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. 2.Величина«Два бассейна», «Большой –маленький», «Ставь правильно», «Расставь по порядку», «Сложи лесенку», «Что изменилось?» и другие.3.Геометрические фигуры«Чудесный мешочек», «Найди пару», «Гаражи», «Какой фигуры не хватает», «Какая фигура лишняя», «Домино»,«Лото», «Что изменилось?» и другие. 4.Ориентировка в пространстве«Помоги слонику добраться до…», «Куда пойдешь, что найдешь», «Скажи куда мы положили…?», «Что, где стоит?», «Найди флажок», «Путешествие» и другие.5.Ориентировка во времени«Когда это бывает?», «Наш день», «Дни недели», «Продолжай», «Наоборот», «Вчера, сегодня, завтра», «Было, будет», «Символ - часть суток», «Символ – время года», «Кто когда спит?» и другие.Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Из опыта своей работы я сделала вывод, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, дидактических игр,игр- развлечений, формирует и расширяет математический кругозор дошкольников, помогает легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения, а так же использовать их в повседневной жизни. Успехов в работе