Методы и приёмы на уроках русского языка в условиях введения ФГОС


Методы и приёмы на уроках русского языка в условиях введения ФГОСДобуш Ольга Александровна,учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №36 г. Петрозаводска. Этапы урока1. Мотивация2. Актуализация3. Выявление места и причины затруднения4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта6. Первичное закрепление7. Самостоятельная работа8. Включение в систему знаний и повторений9. Рефлексия. 1. МотивацияЦель этапа- включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для реализации этой цели требуется: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо») исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу») Приём «Реклама»Учитель предлагает прорекламировать понятие пользуясь материалом учебника. Работа организуется в группе.(Прорекламировать «Имя существительное») Игра «Помоги Пете Ошибкину».Предлагается текст для анализа. (При анализе контрольного диктанта)Пример отрывка из текста для анализа в 5 классе: «Напаляне около лисной опушки расли Синии цвиты». Приём «Перепутанные логические цепочки»«начинается» «С» «успех!» «удачи» «малой»«С малой удачи начинается успех!» Приём «Интеллектуальная разминка»Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Разминку можно проводить по-разному:Обобщить – приставка, корень, суффикс, окончание – что это? Какое слово скрывается? (акофенит - фонетика). Распредели слова на группы 2. АктуализацияЦель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Приём «Список»Составление списка известной информации.Учитель предлагает ребятам в течении 3 минут записать всё, что они знают по теме урока. Важно писать всё, что придёт на ум, и как можно больше. Не имеет значения , правильно ли то, что они записали, или нет. После предлагается обсудить и систематизировать записи, вывести рабочее понятие. «Заполнение (создание) кластера» «Текст с пропусками»Заполните пропуски.Различают три типа речи:__________________________В _________________________ рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев.В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.). В ______________________________ что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать — _______________________. Затем приводятся доказательства —___________________. В конце рассуждения делается _____________________. «Решение лингвистической задачи»Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.Какое слово лишнее почему? (панно – не термин)Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы?По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике».Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение. Приём «Блицопрос»1. Часть речи, обозначающая название предмета. (Имя существительное.)2. Постоянный признак имен существительных. (Род.)3. Часть слова без окончания. (Основа.) Приём «Согласен – Не согласен»Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+» не согласен – «-». Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное. +Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексиче­скому значению — это омонимы. -Словарный состав языка — лексика. +Слово, имеющее несколько лексических значений, — мно­гозначное. +Слово сходство по отношению к слову различие — антоним. + Приём “Корзина идей, понятий, имён”Сколько корзин вам понадобится, чтобы распределить данные слова?Задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, стричь, пригож, речь, меч, могуч. Приём “Жокей и лошадь”Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». (Повторение темы «Причастия») 3. Выявление места и причины затруднения.Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Кратко содержание этапа можно представить так:1. Перестаю действовать – начинаю думать.2. Что я делал, какие знания применял?3. Где возникло затруднение? (место)4. Почему оно возникло? (причина) 4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.Цель: построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д. Действия, которые нужно предпринять:1. Прочитать теоретический материал в учебнике2. Составить план прочитанного текста 3. Рассказать изученный материал соседу по парте 4. Заполнить «слепую» таблицу5. Обсудить с товарищами6. Выписать ключевые слова7. Рассказать изученный материал классу8. Выполнить практические задания по теме 5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.Цель: осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. 6. Первичное закрепление Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:- решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;- при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуЦель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.Для этого необходимо:- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления 8. Включение в систему знаний и повторение.Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;- выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем. Приём«Лови ошибку»Обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их. Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет. Отвечает на вопросы кто? что? Изменяются по временам: бывают настоящего, прошедшего и неизвестного времени… Приём «Верный сигнал»Называются слова и словосочетания на знание правила (Например, «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»), обучающиеся поднимают карточки соответствующего цвета(красная - НЕ со словом пишется слитно, зелёная - раздельно). Игра «Штурм крепости ошибок»На доску выписываются все слова, где были допущены ошибки, в том числе и слова с неизученной орфограммой, с указанием, например, части слова, части речи. Предлагается с помощью словарей объяснить правописание данных слов.(При анализе контрольного диктанта) Приём«Опрос по цепочке»Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Цель:зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;провести анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;оценить собственную деятельность на уроке;зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; Вопросы для этапа рефлексииВаши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь? Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока. Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»Я знаю, что в корнях –лаг-/-лож- безударные гласные звуки обозначатся гласными А и О.Я запомнил, что в безударном положении в корне –лаг- пишется бука А, если следом за корнем стоит суффикс –А-, буква О, если за корнем нет суффикса –А-.Я смог применить данное правило сегодня на уроке. Приём «Телеграмма»Вариант 1. Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте (обменяйтесь)Вариант 2. Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке. Приём «Шкатулка»Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё ту информацию из изученного на уроке материала, которая пригодится в будущем (Предложения для шкатулки записываются учениками на листочках)(Повторение темы «Наречие») Приём «Высказывания по кругу»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось…я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось… Приём«Плюс – минус - интересно»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Плюс»«Минус»«Интересно»Всё, что понравилось на урокеВсё, что не понравилось на урокеВсе любопытные факты и вопросы учителю Приём «Синквейн»1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Имя существительное.Одушевленное или неодушевленное.Обозначает, отвечает, является.Называет предметы.Часть речи. Спасибо за внимание!Всем творческих успехов в работе!