Духовно-нравственное воспитание школьников через бинарные уроки русского языка,литературы и внеурочную деятельность
Духовно-нравственное воспитание школьников через бинарные уроки русского языка, литературы и внеурочную деятельность Подготовила Бухматова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4г.о.Орехово-Зуево Одной из задач современной школы является развитие нравственного воспитания как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. Духовно-нравственное воспитание-это путь преображения общества. Духовность -отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенству, высоте духа. Нравственный - соблюдающий требования морали;относящийся к духовной жизни. Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова. Цель уроков русского языка и литературы: Формирование духовно-нравственных качеств личности.Формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, стремлении к самореализации. Урок русского языка и литературы Духовно-нравственное воспитание Внеурочная деятельность Научно-исследовательская деятельность Духовно и нравственно развитые детиотличаются добротой, отзывчивостью и милосердием;изучают русский язык;читают классическую литературу Учебный диалог- одно из главных условий духовно-нравственного развития учащихся. Учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. В процессе диалога осуществляются: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. Нетрадиционные формы уроков: урок – диалог, урок-исследование, урок- творческая мастерская, урок – семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия, театрализованный урок, бинарный урок. Цель развития духовно-нравственных ценностей: выработка нравственных принципов;понимание нравственных ценностей в жизни. «Бинарный урок — разновидность интегративного урока, объединяющего содержание двух учебных дисциплин» . «Бинарный урок — особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.)» Основные признаки бинарных уроков: 1) на одном уроке объединяется материал двух учебных дисциплин;2) объединяемый материал должен быть взаимосвязанным 3) урок ведут два преподавателя-предметника. Значение бинарных уроков: развивают сотрудничество педагогов, способствуют сплочению педагогического коллектива; расширяют кругозор у учащихся и педагогов; интегрируют знания из разных областей; способствуют формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира; служат средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создают условия для практического применения знаний; Бинарный урок на тему «Бородинское сражение в литературных произведениях и математических задачах» Вопросы:1.Какому историческому событию посвящено это стихотворение?2.Каким духом пронизано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»?3.Каково значение слова БОГАТЫРИ?4.Какие основные черты характера присущи русскому народу? Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры (8 класс)(русский язык + английский язык) Бинарный урок литературы и истории «Житие Александра Невского» За что А.Невский канонизирован Русской Православной Церковью?Как вы понимаете слова А. Невского: «Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет?» Как автор оценивает роль князя в сохранении единства Руси? При каких обстоятельствах Александр Невский произносит афоризм: “Не в силе Бог, а в правде?” Что сильнее: сила или правда?С какой целью автор вводит библейских героев?В чём патриотический пафос Жития и как выражается стремление автора прославить служение родной земле? Внеклассная работаМероприятия о войне Подвиг просветителей Литературный кружок «Основа»Стихотворение «Мой город»Мой город как город, Дома как дома кругом.Мой город любимый Я обойду пешком.Мой город как город,Здесь люди как люди живут,Смеются и плачут, прощаютИ верят, и ждут.Мой город как город,Я ему тихо скажу:«Орехово-Зуево,Я тебя очень люблю!»(Фатюшина Анастасия, 5 класс) В своей работе пытаюсь воспитать у учащихся чувство семьи, любовь к своему жилищу, к своей школе… Уверена, что постепенно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и его культуре. Именно так: крупица за крупицей, и формируется нравственность человека, вступающего в жизнь. Литература: 1.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / Педагогика - 2005 - №2 2.Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства по произведениям современной литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009. 3.Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.