Педагогический проект Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания посредством философии и межпредметности
Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2017» Георгиевск, 2017 Конкурсное задание«Педагогический проект» Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания посредством философии и межпредметности Будагян Элла Александровна,учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №6 г. Георгиевска Ставропольского края «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» Ян Амос Коменский Философия Физика Химия История Биология Из Книги Экклезиаста Астрономия Сегодня мы не можем объяснить исторические процессы без природно-климатического фактора, влияющего на них; без развития культурных аспектов; без физических и химических законов, являющихся общими для миропорядка. Школа должна «научить учиться». Именно поэтому перед новой школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций. Осмысление своих учебных действий с позиций философии, когнитивизма – основы современной системы образования в ведущих странах мира. современная школа, оперирующая в будущее, должна стать ядром общества, центром, транслирующим российские традиции в культуре и образовании посредством философии интеграции и межпредметности. изучить особенности формирования, развития и применения универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания. Обеспечить возможности обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Научить ставить учебные( и не только) цели. Научить искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. Создать условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Обеспечить условия успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Понятийный (источником интеграции являются общие для нескольких предметов понятия) предметно-образный или конвергентный (формирование целостных представлений о предметах, явлениях, человеке, мире)проблемный (разные предметы связываются общими проблемами) методический (интеграция осуществляется посредством общих методов, приемов и подходов к процессу обучения)деятельностный (интеграция происходит при помощи общих видов, способов деятельности)методологический (объединение разных фактов, явлений, теорий, концепций единым образом и картиной мира)
Философия начинается с детских вопросов. Именно ребенок способен задать философский вопрос.К. Ясперс Коммуникативный Познавательный Регулятивный Личностный Регулятивныеуправление своей деятельностью контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативныеречевая деятельностьнавыки сотрудничества Познавательныеработа с информациейработа с учебными моделямииспользование знако-символических средстввыполнение логических операций Личностныесамоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм) И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.Л.Н. Толстой История — это исключительно процесс очеловечивания человечества. Л. Фейербах Методы и приемы формирования УУД 1.Участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу и т.д.2.Tворческие задания.3.Дневники достижений: предметное портфолио помогает учителюсоздать ситуации успеха для каждого ученика, повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенкаразвивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познаниюформировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого ростаформировать положительные моральные и нравственные качества личностипривить навыки рефлексии, формировать у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный") Как будто Диоген с зажженным фонарем,Я по свету бродил, искавши человека,И сильно утвердясь в намереньи моем, В столицах потерял я лучшую часть века.Судей, подьячих я, сенаторов нашел,Вельмож, министров, прокуроров, Нашел людей я разных сборов – Фонарь мой всё горел. А где же человек?! Денис Давыдов 1810 г. Философ Диоген Детский вопрос: «Зачем днем зажженный фонарь Диогену?» Основные типы интеграции на уроке: предметно-образная: формирование целостных представлений о человеке как личности;внешняя: использование литературы, философии, истории, МХК;деятельностная: обобщение информации, полученной в группе;понятийная: понятие «личность» как философское, социологическое, историческое. Этап урока Учебная деятельность Формируемые УУД 1. «Погружение» в тему. Определение темы урока учащимися Регулятивные: постановка вопросов по теме и выход на задачи 2. Задаем вопросы философу (1 группа) Коммуникативные: технология сотрудничества 3. Мы – философы (2 группа). Ответы на вопросы философу Личностные: определение внутренней позиции учащегося 4. Составляем кластер «Основные черты личности» Личностные: формирование установки на творческую деятельностьКоммуникативные: дискуссияПознавательные: приемы технологии РКМ (развитие критического мышления; кластеры 5. Определяем, какие фрагменты кластера мы сможем использовать в эссе на тему «Личностью не рождаются, личностью становятся» (А.Н.Леонтьев) Регулятивные: приемы работы с информацией 6. Рефлексия «Пирамида приоритетов». Какие качества, на ваш взгляд, наиболее важные для определения личности? Личностные: оценка положительных моральных и нравственных качеств личности.Познавательные: пирамида приоритетов «Cogito, ergo sum» - «Я мыслю, следовательно, существую»Рене Декарт Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев. Саади Приемы и методы формирования УДД Проблемная ситуация, дидактические игрыПриемы технологии РКМ (развитие критического мышления)Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете»Кластеры, денотатный граф, логические цепочкиИнсерт, Дерево предсказаний, Толстые и тонкие вопросыТаблицы, Работа в группах, ЗигзагПриемы проведения рефлексииСтратегии «Fishbone», «РАФТ», IDEALРанжирование, Пирамида приоритетов и др. 1 группа: Что вывозили греки? 3 группа дает итоговое описание 2 группа: Что ввозили греки? Учитель должен стремиться к тому, чтобы учебная картина воспринималась детьми не как учебное пособие на куске картона, а как живая сцена прошлого, как окно, открытое в прошлое Вагин А.А. Задачная формулировка Внутренняя интеграция: история РоссииВнешняя интеграция: ИХК, география, экономика Наглядный материал позволяет: создать проблемную ситуацию составить рассказ сформировать представления активно воспринимать материал облегчить осмысливание и т.д. позволяет: извлекать историческую информацию критически анализировать сравнивать, сопоставлять вести диалог с автором формировать своё мнение исследовать и т.д. средство развития, познания истории, опыт творчества Исторический источник Положительные стороны Отрицательные стороны 1. Стимул. Представьте, что вы юрист, а значит, должны уметь давать оценку юридическим документам, которые используются в судебной практике.2. Задачная формулировка: Прочитайте документ и выпишите номера тех статей, где указаны положительные или отрицательные стороны судебной реформы. Свой выбор аргументируйте. 3. Источник: «Учреждение судебных установлений 1864 г.»
Положительные стороны Отрицательные стороны Ст.6. Ст.153. Ст.5. Ст.3. Ст.2. Ст.1. 4. Модельный ответ с подсчетом баллов Вопрос 1: Определите, содержала ли Судебная реформа гуманистические идеи?Вопрос 2: Виктор Гюго считал, что право – это истина и справедливость. Можно ли Судебную реформу 1864 г. назвать справедливой для всех? Право – это все то, что истинно и справедливо В. Гюго Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.Конфуций Приемы и методы формирования УУД Метод проектовПриемы целеполагания Приемы работы с текстомПостановка вопросов по теме и выход на задачи Приемы работы с информацией Реализованные проекты: «Куда пропали рыцари» «Книга памяти»Рабочие проекты: «Культура Средневековья» «Культура Древнего мира» «Культура и быт казачества Ставрополья» Проект «Памяти непрерывная нить» Рисуем историю Книга памяти Культура и быт казачества Ставрополья 2015-2016 уч. г.: Конкурс рисунков «Это светлое Средневековье» (6 классы)2016-2017 уч. г.: Конкурс рисунков «Древний мир» (5 классы) 2015-2016 уч. г.: мини-проекты «Быт и традиции казачества» 2016-2017 уч. г.: «Культура казачества Ставрополья» 2015-2016 уч. г.: проект «Книга памяти. 6-9 классы» Рыцарям надоели тяжелые доспехи и они сменили их на плащи мушкетеровВ моду вошли мушкеты, сменив копье и меч Мы можем иметь самые современные средства коммуникации, но ничто, абсолютно ничто не способно заменить простого человеческого взгляда. Пауло Коэльо Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объемов информации, но стали меньше общаться друг с другом.Далай Лама Приемы и методы формирования УУД Диалоговое взаимодействиеДискуссииДебатыКонференцияКруглый столРолевые игры, деловая играТехнология сотрудничества Приемы технологии РКМ (развития критического мышления): синквейн, мозговой штурм, «ПОПС – формула, «Смытое слово» и др.) Круглый стол «Нужны ли сегодня рыцари?» Рыцарство – это проявление благородства и самоотверженности.Рыцарство – это честность и внимание к тем, кто слабее или беззащитнее.Разве эти качества не стоит воспитывать?Значит, рыцари нужны в любое время и в любом обществе. Традиционный урок Интегрированный, метапредметный Ι. Опрос по домашнему заданию. Домашнее задание проверяется на основе самостоятельно составленных учащимися вопросов по пройденному материалу, которые они задают одноклассникам ΙΙ. Введение: сообщение темы урока учителем «Религия древних греков» Эпиграфом к уроку выступает высказывание Сенеки: «Они нам помогают посадить виноград, собрать виноград; начать войну, победить в войне; просто жить и жизнь закончить…». Ответ на вопрос: «Кто помогал древним грекам»? является темой урока. ΙΙΙ. Основная часть: рассказ учителя с опорой на текст учебника и иллюстративный материал. Эпиграф является и проблемным заданием: почему Сенека выделил именно эти функции богов? IV. Вопросы учителя по мере раскрытия темы Учащиеся с помощью текста учебника выявляют противоречия в оценках роли богов у древних народов Востока и у древних греков. Внутренняя интеграция: история Древнего Востока. Внешняя интеграция: философия, литература, география.Методологическая: объединение разных фактов, явлений, теорий в единую мировую историю. Сравните оценку А.И. Герцена и В.О. Ключевского Какое из определений вам кажется наиболее верным? Почему? Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап):Зиновьева П. призер (право, 8 класс) 2015-2016 уч. год;Безверхняя О. призер (обществознание, 7 класс) 2015-2016 уч. год. «Если вам нужен готовый ответ на какой-то вопрос, идите к оракулу — он вам скажет, что произойдет завтра, и, исходя из этого, действуйте. Философ же не отвечает на вопросы, он их ставит. И умно поставленный вопрос важнее примитивно сконструированного ответа, такой парадокс» В.В. Миронов, декан философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова