Презентация Реализация дидактических принципов системно-деятельного подхода на уроках математики в коррекционной школе VIII вида.


Шегарская школа-интернатVIII видаУчитель математики Тарасова Вера Валентиновна Реализация дидактических принципов системно-деятельного подхода на уроках математики в коррекционной школе VIII вида.Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике.3 Главная задача: Организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.4 Компоненты овладения знаниями при СДП:Восприятие информацииАнализ полученной информацииЗапоминание (создание образа)Самооценка .5 Ученик - УчительПозиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом.Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях.6 Как показали исследования человек запоминает:только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.7 И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные, были получены американскими и российскими исследователями.8 Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Для этого учитель ставит ряд вопросов:- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;-какие методы и средства обучения выбрать;-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.9 Реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов, остановлюсь на некоторых, которые применяю на своих уроках математики1010 Методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода.Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.11 Активные методы Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся.1212 Активизация знанийучитель создает проблемную ситуацию;- ученик принимает проблемную ситуацию;- вместе выявляют проблему;1313 Активизация знаний учитель управляет поисковой деятельностью;ученик осуществляет самостоятельный поиск;- обсуждение результатов.1414 Активизация знаний с применением компьютерных технологий Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера. Учитель может привлечь внимание учеников в нужный момент, подобрать интонацию и скорость речи, повторить пропущенное и внести необходимые пояснения.1515 Активизация знаний с применением компьютерных технологий Использование презентации на уроках позволяет повысить эффективность восприятия материала, развивает аналитическое мышление, пространственное воображение, внимание. 16 Активизация знаний с применением компьютерных технологий Активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса 17 Активизация знаний с применением компьютерных технологийИспользование  компьютера на разных этапах урока, позволяет довести время активной работы учеников до 70% времени урока, вместо обычных 20%. 18 Мотивация учебной деятельности Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы. 19 Мотивация учебной деятельности Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. 2020 Мотивация учебной деятельности Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)21 Создания условий для приобретения обучающимися социального опыта на уроках математики Цель изучения школьного курса математики состоит не столько в усвоении учащимися математических теорий на современном научном уровне, сколько в овладении умением применять математику в окружающей действительности. 22 Создания условий для приобретения обучающимися социального опыта на уроках математики Поэтому я использую такой приём, как включение в урок заданий  мотивационного характера, содержащие сведения из жизни. 23 Принцип деятельности - ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности.Работа в группахПринцип минимакса - предоставление возможности освоения и усвоения учебного материала каждым ребёнком на максимально возможном для него уровне24 Принцип минимакса – предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне.25 Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкойСильный-слабый26 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.27 Самопроверка при решении примеров28 Включение в систему знаний и повторение.На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.29 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.30 Рефлексия учебной деятельности на уроке31 Только успех поддерживает интерес ученика к учению.Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в жизни.32
33