Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры


к.п.н, доцент Фирсин С.А. Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности учащихся через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Главный смысл обучения по ФГОС – учащиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать. Сложно перестраиваться, но задача выполнима. Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать активной личностью. Деятельностный подход существенно расширил целевые установки образования в сфере физической культуры и изменил программное содержание образования по физической культуре. В соответствии с программным содержанием предмета уроки физической культуры в школе подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащиеся получают необходимые знания, знакомлю со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучаю навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки, тесты) и методические разработки учителя. Уроки с образовательно-предметной направленностью использую в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных и спортивных игр, лыжной подготовки. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т.п.).  Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно использую для развития физических качеств. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью формирую у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и её влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучаю способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над её величиной (по показателям частоты сердечных сокращений).  В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Исследования свидетельствуют о том, что и в образовательном учреждении, и дома учащиеся большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Типовые задания по формированию универсальных учебных действий: Личностные универсальные действия:1. Составление и выполнение комплексов упражнений на развитие двигательных качеств.2. Подвижные игры с выбором водящего, водящих.        Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (поступать, следуя этическим принципам, знание моральных норм); ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:– формирование гражданской идентичности, чувство гордости за свою страну, уважение к истории страны, ее культурным и историческим памятникам; бережному отношению к материальным и духовным ценностям. создание представлении о территории и границах России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;– ориентация в системе моральных норм и ценностей, уметь адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире;– признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, ведение здорового образа жизни;– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;– развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:– участие в проектах (личных), исследованиях;– подведение итогов урока;– творческие задания;– зрительное, моторное, вербальное восприятие упражнения;– мысленное воспроизведение двигательного действия, игровой ситуации;– дневники достижений, самоконтроля. Типовые задачи формирования универсальных учебных действийна уроках физической культуры с использованием игрИгры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла» и многие другие. Пример игры «Какой я буду кошкой»Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости.В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности. Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение? Регулятивные универсальных учебных действия:1. Выполнение комплексов упражнений по составленным схемам.2. Судейство по правилам спортивных, подвижных игр.Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик);контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами);оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы);саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Для формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки»; контрольный опрос на определенную проблему.Например: Задание: бег по дистанции 2 км (девочки), 3 км (мальчики)Цель: контролировать и распределять свои силы, возможности и эмоции при длинном забеге, постараться с меньшими затратами проходить дистанцию. Классы: 9–11.Форма выполнения: задания: групповая и индивидуальная.Материалы: свисток, секундомер.Описание задания: педагог объясняет причины и значимость умения распределения своих сил в беге на длинные дистанции. Ученикам предлагается обгонять друг друга, не мешая комфортному передвижению остальных. Результаты записываются в табеле. После завершения бега, учитель показывает результаты. Получившиеся результаты подтверждают наглядно о необходимости правильно распределять свои силы, для достижения максимального результата. Во время урока учащиеся могут контролировать и корректировать бег одноклассников, задавая темп бега, или наоборот, сбавляя его. На протяжении всей дистанции концентрироваться на беге, во избежание падений и столкновений. Учитель задает вопросы: К чему может привести быстрый и притяжательный рывок во время старта? Интереснее бегать с обгоном? Кто дольше держал заданный темп и не устал? Для чего нужно уметь контролировать своё дыхание во время бега? Регулятивные УУД направлены на развитие акцента на достижения ученика, формирование установки на улучшение результатов деятельности, умение анализировать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на обеспечение правильного его выполнения. Задание: «Судья. Правила и тактика спортивной игры «Баскетбол». ИграЦель: формирование умений определять нарушения правил игры, действовать согласно принятым правилам решая проблему, оценивать результат действия, научиться предугадывать действия соперника.Классы: 9–11.Форма выполнения: групповая.Материалы: баскетбольный мяч, свисток.Описание задания: после рассказа о судьях и о их необходимости в присутствии при проведении игр, учащимся предлагается поделиться на несколько равных команд и сыграть в баскетбол согласно установленным правилам. Обучающиеся должны следить за своими товарищами и не нарушать правила игры. По окончании игры учащимся предлагается возможность рассказать о выявленным им нарушениях правил игры и тактических ошибках. Учащиеся следят за правилами игры, проводится групповое обсуждение выявленных нарушений, делаются выводы по совершенным ошибкам. Игра повторяется снова.Учитель задает вопросы: Для чего нужны правила, судья? Хотели ли бы вы стать судьей и почему? Виды заданий и игр для формирования УУДИгры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.Пример игры Упражнение «Поймай мышку»Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка. Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски.Игра «Фото на память»Цель: развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято». Упражнение «Звуковая гимнастика»Цель: развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение. Коммуникативные универсальных учебных действия:1. Работа на уроке в группах, парах при выполнении или при разучивании нового материала.2. Соревнования по спортивным играм: футбол, баскетбол, волейбол.Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции и мнения других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении и решении проблем.Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:составь задание партнеру;представь себя в роли учителя и составь задание для класса;составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени баскетбольного мяча, волейбольной сетки и т. д.);отзыв на выполнение упражнения товарища;групповая работа по составлению комплекса ОРУ с набивным мячом;диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);«подготовь рассказ...»; «объясни...» и т. д.. Пример:Командная игра «Волейбол».Цель: формирование умений взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничества и кооперации.Классы: 9–11.Форма выполнения: групповая работа под руководством учителя.Материалы: свисток, сетка волейбольная, мяч.Описание задания: обучающиеся делятся на 2 равные команды, распределяются по зонам игрового поля. Каждая команда должна разыгрывать мяч на 3 паса на своей половине поля. Если мяч падает на пол соперника, то команде начисляется одно очко. Команда набравшая наибольшее количество очков по итогам двух партий считается победителем. Учитель наблюдает за обеими командами и выступает в роли тренера, делая подсказки каждой команде по ходам и слабым зонам соперников. Учащиеся должны научиться слушать и выполнять указания учителя во время игры, уметь взаимодействовать с партнёрами по команде, добиваться взаимопонимания.Учитель задает вопросы: командная игра это? Почему игра в команде эта заслуга всех, а не одного?  Виды заданий и игр для формирования УУД«Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др.Игры: «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Ищем сокровище», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.Пример игрыИгра «Отгадай задуманное».Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов.Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям. Познавательные универсальных учебных действия:1. Составление комплекса упражнений на формирование например правильной осанки.2. Составление режима дня.Познавательные УУД — это средства и способы, позволяющие ребенку быть активным участником учебного процесса.Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:«найди отличия» (можно задать их количество);«на что похоже?»;поиск лишнего;упорядочивание;хитроумные игровые решения. Например:Профилактика нарушений осанки.Цель: значимость ровного позвоночника для организма человека, формирование умений правильно держать осанку.Классы: 9–11.Форма выполнения: индивидуальная под руководством учителя (родителей).Материалы: статья о правильной осанке, позвоночнике, упражнения для правильной осанки, фотографии.Описание задания: обучающимся предлагается дать определение осанки (осанка – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается) и объяснить причины и вред искривлённого позвоночника. Учитель показывает на личном примере правильную осанку стоя (сидя) и просит повторить учащихся. На этапе проведения осмотра учащиеся делают осмотр друг у друга, делают замечания и исправляют недочёты. После учащимся предлагается проделать ряд упражнений на формирование правильной осанки стоя (лежа). Учитель задает вопросы: для чего нужно иметь здоровый позвоночник?Задания этого раздела сформировывают у учащихся стремление к достижению определённых целей.  Дневник самоконтроля.Цель: значимость контролировать физическую нагрузку на организм, грамотно отводить ей место в режиме дня. Научиться чередовать работу (физическую) и отдых, а также отслеживать АД и ЧСС.Классы: 9–11.Форма выполнения: индивидуальная, под руководством учителя (родителей).Описание задания: обучающимся предлагается в течение недели вести дневник самоконтроля, в котором должны быть отражены режим дня, утреннее и вечернее АД и ЧСС, комплекс УТГ и физические нагрузки в течение дня. Учитель объясняет, как важно правильно построить свое расписание, так чтобы нагрузка чередовалась с отдыхом, не была чрезмерной для организма, для этого ведется учет АД и ЧСС. За неделю учащиеся должны приучить себя вести записи в дневник с целью рефлексии. Учитель задает вопросы: для чего необходимо вести дневник самоконтроля? Считаете ли вы нужным его вести? Почему, для чего? Виды заданий и игр для формирования УУДИгры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.Пример игрыИгра «Клубок».Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива.Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ (ЛИЧНОСТНЫМ, ПРЕДМЕТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ) ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования предъявляют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, в том числе и по учебному предмету «Физическая культура» Учебный предмет «Физическая культура» наравне со всеми общеобразовательными предметами участвует в достижение личностных и метапредметных результатов образования в процессе осуществления предметнопрактической и проектно-технологической деятельности обучающихся, а также формирует предметные результаты в процессе освоения рабочих программ по технологии. Физическая культура как предмет, формирует у обучающихся следующие универсальные компетенции: -общекультурную и гражданскую позицию, воспитывает чувство гордости за достижения граждан своей Родины, толерантное отношение и уважение к истории, традициям и культуре каждого народа; -воспитывает доброжелательность, уважение и внимание к людям, навыки готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; -развивает ценностно-смысловую сферу личности ребенка на основе общечеловеческих принципов морали, нравственности, эстетики и гуманизма; -формирует умение учиться, развивает стремление к познанию и творчеству, способность организовывать свою деятельность (планирование, контроль, оценка); -формирует умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения со сверстниками и взрослыми людьми; - формирует умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Личностные результаты формируются за счёт реализации программ отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы освоения универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов как основы умения учиться. Предметные результаты освоения учащимися содержания программы с учётом специфики предмета «Физическая культура должны отражать: - формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; - овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и т.д.); - формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Личностные результаты отражают индивидуальные качественные свойства учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопительных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; и.др.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; и.т.д. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих учебному предмету «Физическая культура». Предметные результаты освоения базового курса физической культуры должны отражать: - умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; - владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; и.др.