Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в условиях учебного сотрудничества
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в условиях учебного сотрудничества«Усилия детей должны быть сосредоточены на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и вести себя так, «как это делают настоящие школьники» Г.А. Цукерман
Детям очень маленькимТрудно жить без чуда.Пусть же в каждом праздникеЧудо будет всюду:В теплом солнце лучике.В лужице и капельке.Он умеет чувствовать.Хоть пока и маленький,Умный и смышленый,Добрый человечек.Все мы воспитатели За него в ответе. Любовь ЧадоваЧтобы смог и взрослым Чуду удивляться нужно педагогамОчень постараться.Подарите праздник,Встречу с доброй сказкой,Верьте, что старанияБудут не напрасны.Если дети в детствеДобротой согреты,Вырастут достойные Граждане планеты.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учителем задачу формирования «универсальных учебных действий», обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию
I Актуальность развития УУДдля начального общего образования обусловлена следующими факторами1. Необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;2. Необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;3. Возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества;
Цель исследования: научно-педагогическое обоснование системы работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в условиях учебного сотрудничества. Объект исследования: деятельность педагога по формированию коммуникативных учебных действий у младших школьников на уроках в условиях учебного сотрудничества. Предмет исследования: разработка форм и методов развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в условиях учебного сотрудничества.
Задачи исследования1. Обосновать теоретическую основу развития универсальных учебных действий.2. Выявить сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия.3. Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в условиях учебного сотрудничества.4. Выявить эффективные формы и методы развития коммуникативных учебных действий в младшем школьном возрасте.
II Характеристика универсальных учебных действий (УУД)
Функции УУД - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и исполнять необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; - обеспечение успешного освоения знаний, формирование умений, навыков и компетентности в любой предметной области.
Универсальные учебные действияЛичностыеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные
Виды коммуникативных универсальных учебных действий планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов: выявление, индентификация (диагноз проблемы), принятие решения и его реализация;управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтетическими нормами родного языка.
VI Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте Коммуникативные универсальные учебные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: 1. коммуникацией как взаимодействием;2. коммуникацией как сотрудничеством;3. коммуникацией как условием интериоризации.
Коммуникация как взаимодействие – коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Общий уровень развития общения (предпосылки формирования): потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; Ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.
Коммуникация как кооперация – действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация партнера по деятельности. Коммуникация как условие интериоризации – коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
V. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в условиях учебного сотрудничества.Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Сотрудничество – это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностей партнеров по современной деятельности: Также в содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия.
Основные задачи КУУД сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности; научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника; сформировать у учащихся навык коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения; вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи; обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
VI Эффективные формы и методы развития коммуникативных учебных действий в младшем школьном возрасте
Формы организации урока Коллективные – работа всего класса Групповые - деление класса на группы Парные - работа в паре
Формы работы коммуникативных универсальных учебных действийученик – исполнитель ученик – контролер учитель Использование парной формы контроля позволяет не только обеспечить контроль ходом процесса усвоения и овладения всей информацией, необходимой для безошибочного выполнения предложенных заданий, но и решить еще одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.