Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях в школы-интерната


Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности. Принципы здоровьесбережения: «Не навреди!». Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося. Непрерывность и преемственность. Субьект-субьективные взаимоотношения. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Комплексный, междисциплинарный подход. Успех порождает успех. Активность. Ответственность за свое здоровье. Польза применения здоровьесберегающих технологий Укрепление здоровья учащихся (отсутствие динамики ухудшения здоровья учеников).Повышение качества успеваемости.Психологический комфорт на уроках.Рост профессионализма педагога. Виды физкультминуток Упражнения для снятия общего или локального утомления.Упражнения для кистей рук.Гимнастика для глаз.Гимнастика для слуха.Упражнения корректирующие осанку.Дыхательная гимнастика Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. К ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ ОТНОСЯТСЯ:Общеразвивающие упражнения – это упражнения для разных групп мышц.Подвижные игрыТанцевальныеРитмическиеГимнастика для глазФизкультурно-спортивныеДвигательно-речевые Что я хочу выбросить сейчас в корзину с мусором? СтрахСонливостьЛеньНеуверенность Усталость Желание быть в стороне Отсутствие инициативы Упражнения на развитие межполушарного воздействия, концентрации внимания, позитивного эмоционального настроя Колечко. Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, и. т.д. Проба выполняется в прямом( от указательного пальца к мизинцу) и в обратном( от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Лезгинка Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. ЛягушкаПоложить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. Мельница Нужно делать одновременно круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой, левой ногой и правой рукой, правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное. Для снятия усталости, нервного напряжения Кончиком мизинца правой руки помассируйте кончик мизинца левой, а потом поменяйте руки Техника помощи ученикам в установлении нормальных отношений с педагогами и умения чувствовать свою коммуникативную компетентность Приемы Что говорит учитель Что слышит ученик Принятие «Ты хороший» « Я хороший» Внимание « Я вижу тебя» « Я что-то значу» Уважение « Спасибо тебе за…» « Мои усилия замечены» Одобрение «Я знаю о тебе что-то замечательное» « Я состоятелен» Теплые чувства « Ты мне нравишься» «Кто-то заботится обо мне» Испытуемому предлагают максимально вытянуть обе руки ладонями вниз, правую руку сжать в кулак. По звуковому сигналу испытуемый должен разжать правую руку и одновременно сжать в кулак левую руку. В течение 10 секунд с наибольшей быстротой проделать одновременно поочередное сжимание в кулак и разжимание правой и левой рук. Техника « Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность» Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.Формируйте веру в успех.Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.Делайте процесс обучения ощутимым.Отмечайте достижения. Техника создания у ученика субъективного переживания успеха Снятие страха- «Глаза боятся, а руки делают»; « Ты с этим справишься!»Скрытая инструкция- « Ты же помнишь, что…»Авансирование- « У тебя получится..»Усиление мотива- «Нам нужно для…»Педагогическое внушение- «Приступай же!»Высокая оценка - «Вот эта часть утебя получилась замечательно…» Формирование веры в успех Замечайте любые улучшенияОбъявляйте о вкладе ученика Раскрывайте ученикам их сильные стороныДемонстрируйте веру в учениковПризнавайте трудность ваших заданийАплодисментыВыставки достиженийСамоодобрениеНаклейки или записочки типа « Я могу!» * Физкультурные минутки. Дыхательная. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз. Оздоровительная гимнастика. Руки подняли и покачали -Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули -Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем-Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем-Крылья сложили назад. 1. Фитотерапия.2. Ароматерапия.3. Арт-терапия. Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: Лимон Противовирусное и антисептическое средство. Укрепляет иммунитет, помогает при простуде, гриппе и других вирусных инфекциях. Помогает при пищевых отравлениях, желудочно-кишечных заболеваниях, способствует выводу шлаков. Снимает мышечную и головную боль. Укрепляет ногти. Средство профилактики пародонтоза, кариеса, стоматита, отбеливает зубы. Нормализует давление, предупреждает развитие атеросклероза, повышает концентрацию внимания. Мята перечная Антисептик с антивирусным и антибактериальным действием. Эффективно при простуде, ОРВИ, гриппе, бронхите, насморке. Повышает иммунитет. Нормализует пищеварение, помогает при заболеваниях желудка, обладает мягким мочегонным эффектом, применяется при воспалительных заболеваниях кожи, угревой сыпи. Улучшает цвет кожи. Устраняет головокружение и головную боль. Восстанавливает силы. Очищает воздух. Освежает дыхание. лаванда Применяется для лечения кожных заболеваний, снятия боли, заживления ожогов и ран. Помогает при бессоннице, нервозности, депрессии, стрессе (ванны, аромалампы). Ванны для ног с маслом лаванды снимают усталость, предупреждая появление запаха и пота. Прекрасное средство для ароматизации белья и защиты от комаров, моли и др. Пихта Запах пихты вселяет оптимизм, усиливает настойчивость и терпение. Используется при радикулите, снимает зубную боль, лечит пародонтоз, мокрую экзему, хроническую форму ангины, помогает при воспалении легких, гриппе, бронхите, хроническом насморке, кашле. Омолаживает и разглаживает кожу. Натуральный поставщик витаминов и фитонцидов, необходимых организму. Усиливает остроту зрения при воспалении глаз. Внутрь 2-3 капли с медом, ванны, ингаляции, массаж, ароматизация помещений. 1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.2. Сшит колпак не по-колпаковски; надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.3. Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку – цап!4. Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал. Ветер дёргал в доме дверь, дворник думал – это зверь.5. Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.6. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.7. Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.8. Граф Пато играет в лото. Графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото, а граф Пато не знает про то, что графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото.9. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.10. Добр бобёр до своих бобрят.11. Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Отвечает ему попугай: "Попугай, попугай, попугай!"12. Татем у татя перекрадены утята.13. Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки. (Е. Дербенко)14. У села ли села лиса, у опушки ли леса.15. Пашка ел суп, а кошки слопали кашу.16. Шёл спуск пушек с сопок и со скал.17. Я бродил один у горки, собирал скороговорки. игры-релаксации "Внутренний луч" предполагает возникновение внутри головы луча, который двигается сверху вниз, все освещая, затем снизу вверх. Ученик должен ощутить удовольствие со словами: Я стал новым, сильным, молодым, спокойным, стабильным. Я все хорошо буду делать."Настроение". На листе рисуется что-либо с использованием цвета. На другой стороне листа пишется 5—7 слов, соответствующих настроению. Затем следует просмотреть все на листе, перечитать и разорвать, и выбросить."Прием зеркала". Учитель или ученик рассказывает конкретный факт из жизни, высказывает свое отношение к нему, оценку событий и поступков. Ученики сравнивают себя со сверстниками, как бы видя себя в зеркало. Этот психологический прием часто использовал в своей педагогической практике отечественный педагог Е.Н. Ильин. ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙМузыкальные переменки.Музыкальные валеологические паузы.Физкультминутки с музыкальным фоном. КРИЧАЛКИ, РЕЧЕВКИ Обучая других, мы учимся сами Сенека Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья А.Шопенгауэр Здоровье- это когда каждый день – лучший Я. Корчак Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. Гораций