Презентация к уроку МХК на тему Художественная культура Древнего Китая для 10 класса по программе Рапацкой Л.А.
Презентация к уроку МХК(По программе Л.А. Рапацкой Мировая художественная культура .) Подготовила учитель МХК МБОУ Талицкая СОШ Серебрякова Н.В2016 г. То, что глубоко посадил, нельзя выдернуть.То, что крепко обхватил, трудно отнять.Поэтому нельзя положить конец ритуальным Подношениям сыновей и внуков своим предкам. /Лао Цзы/ Где вы, о древние народы!Ваш мир был храмом всех богов,Вы книгу матери-природыЧитали ясно без очков /Ф. И. Тютчев/ В Восточной Азии на Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. 1. Связь жизни с земледелием –образы мифологии связаны с поклонением земле.2.Безобразные и кровожадные языческие боги уступили место картинам идеально устроенного мироздания: вселенная в виде двух начал. Первое - «инь» – земное, женское, тёмное.Второе - «ян» – небесное, мужское, светлое.Первопричина своеобразия мышления китайцев- мирочувствование природной красоты 1. Учение Лао Цзы – даосизм (путь).Имя означает «старое дитя», т. к.мудрец по легенде был рождён дважды. Уезжая, подарил книгу «Канон пути и благости» («Путь добродетели») – о сокровенной тайне мироздания. Сообщает о наличии духовного бытия, которое существует всегда, - это «дао». Любые человеческие деяния считал бесплотной суетой. Нужно следовать естественности вещей. Главное условие достижения «дао»-духовное очищение и самоуглубление.. 2. Учение Кун Цзы. (Конфуций).Его мысли записали ученики в книге «Лунь юй» («Изречения»).Поведение человека должно определяться его местом в общественной иерархии. Люди станут счастливее, если в любой социальной роли будут сохранять чувство собственного достоинства, чтить предков, уважать старших. Идеалом благородного человека должен быть сам правитель. Выше интересов правителя воля Неба Кроме философского учения создал «Книгу песен» («Шицзин»),которая включает 305 текстов фольклорного происхождения и ритуальные гимны.Учение и труды Конфуция стали достоянием национальной худ. Культуры Китая. конфуцианский храм При раскопках погребений знатных людей найдены произведения скульптуры (у входов – тяжеловесные статуи человека-тигра), декоративного искусства (бронзовые сосуды, украшенные орнаментом с фантастическими фигурами драконов, птиц, животных), живописи. Среди узоров есть страшные звериные маски «таотэ», в которых черты тигра, барана и дракона вместе. Эти образы напоминают о тотемизме первобытных верований. Наиболее высокий уровень развития культуры Древнего Китая.Правление легендарного императора династии Цынь Шихуанди(221-206 г до. н. э.). Он объединил и укрепил государство. Это способствовало расцвету науки, искусства, развитию ремёсел. В столице Сянъян было возведено около 300 дворцов и храмов.Поэты Ян Сюн и Цао Чжи создали поэмы, ставшие классикой древнекитайской литературы. Длина - более 6 тыс. км, высота – 10м. Достопримечательности эпохи -погребальные сооружения. Это обширные подземные помещения для захоронения представителей царского дома. К ним вели «аллеи духов» со скульптурами крылатых львов и каменными колоннами. Часто в комплексе были наземные святилища- цитаны. Внутрь вели двери, украшенные символами четырёх сторон света. На стенах – росписи и рельефы с мифологическими существами, животными, растениями. Слово «юэ» (музыка) было собирательным понятием и обозначало поэзию, танец, изобразительное искусство.Традиционное музыкальное искусство представлено тремя жанрами народного, придворного и храмового характера.Народное пение отличается тембровым богатством, использование фальцетного горлового звукоизвлечения. Выразительность придаёт пентатоника (звукоряд из пяти звуков), присхождение его связано с подражанием природе. Традиционный китайский оркестр насчитывал свыше 100 инструментов. Изготавливали их из самых разных материалов: камня, глины, меди, кожи, древесины, Шёлка, тыквы. Придворный женский оркестр Пипа Эрху Каллиграфия зародилась в древности, связана с особенностями китайской Письменности (нет алфавита, предмет или понятие обозначается с помощью знаков-символов (иероглифов) Каллиграфы приравнивались к художникам ,их искусство высоко ценилось Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев у ритуалов и церемонии. Отсюда существующее выражение — «китайские церемонии» Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигнет позже, в середине века, однако все необходимые основы и предпосылки были заложены уже в древнекитайской цивилизации и культуре. Эпоха Чжаньго-Цинь-Хань имела для Китая и всей Восточной Азии примерно такое же значение, что и греко-римская культура для Западной Европы.