Презентация к уроку Романтизм по Л.Рапацкой МХК 11 класс


  Романтизм  в художественной культуре Европы XIXв.: открытие «внутреннего человека» Цель: Познакомиться с творчеством «романтистов» Западной Европы, проследить в их работах элементы романтизма.  Романтизм  — идейное и художественное направление в европейской  культуре  — родился на волне отрицания возвеличенного эпохой Просвещения культа человеческого разума. Лозунг «Свобода, Равенство и Братство» показал свою полную несостоятельность: Европа оказалась ввергнутой в полосу войн и политической реакции. На этом фоне философские взгляды просветителей XVIII в. и их эстетические идеалы казались цепью сплошных роковых ошибок. Романтическое искусство с колыбели наполняется грустью по утраченным иллюзиям, «мировой» скорбью и пессимизмом. Романтики искренне полагали, что рациональный метод познания действительности исчерпал себя. Отринув каноны «разумности» классицизма, они устремились в глубины «внутреннего человека» (В.Г. Белинский), открывая на этом пути неизведанные ранее средства  художественной  выразительности. Но подлинным «отцом романтизма» принято считать английского поэта Джорджа Ноэла Гордона Байрона (1788—1824). Мировую славу Байрону принесла монументальная поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812—1818). Основу сочинения составили разрозненные дневниковые записи, которые поэт вел во время путешествия по разным странам Европы. Байрон объединил эти тексты мотивом странствий главного героя — Чайльд Гарольда, — вечно мрачного, одинокого, неудовлетворенного всем сущим мыслителя, который повсюду видит лишь трагические стороны бытия. Душа Чайльда Гарольда полна болезненной тоски и сомнений. В тщетных попытках найти свое место среди людей он мечется по свету и наконец приходит к печальному выводу: «Жизнь такова, что она вздоха не стоит». Джордж Ноэл Гордон Байрон Чуть позднее европейские читателисмогли познакомиться с работойфранкфуртского философаотшельника Артура Шопенгауэра(1788—1860) «Мир как воля ипредставление». Книга поразиласовременников глубочайшимпессимизмом. Автор утверждал, чтоистория человечества лишена всякогосмысла. Не разум, а слепая воля кжизни, жестокая и иррациональная,правит обществом.Свободным человека делает лишьсмерть, небытие, самоуничтожение. Артур Шопенгауэр Гораздо ярче  романтизм  расцвел в английской прозе, где заблистало имя Вальтера Скотта (1771—1832), создателя жанра исторического романа. Знаменитым писатель стал в 1814 г., когда вышел в свет его первый роман «Уэверли». Вслед за этим «шотландский чародей» (как назвал В. Скотта А.С. Пушкин) написал 25 исторических романов, несколько сборников стихов, пьесы, поэмы, двухтомник «История Шотландии» и многотомное сочинение «Жизнь Наполеона Бонапарта». Каждое новое произведение Скотта тотчас переводилось на иностранные языки, и его влияние на развитие европейской литературы было огромным. Вальтер Скотт Вершиной английской литературы XIX в. является творчество Чарльза Диккенса (1812—1870). Его романы во все времена пользовались в России особой любовью. «Как типичен, своеобразен и национален Диккенс», — говорил о нем Ф.М. Достоевский, вторя своим современникам, увлеченным «диккенсовской прелестью».Мир сочинений Диккенса разнообразен и глубок. Он не был романтиком в традиционном понимании, хотя многое связывает писателя с эстетикой этого направления. Романтические преувеличения, фантастика, гротеск и шарж, скепсис и пессимизм — все это характерно для романов писателя. Вместе с тем Диккенс был чужд «бегству от действительности». Скорее наоборот: он возвысил свой голос в защиту униженных и обиженных, твердо веря в великое и прекрасное будущее своего народа. Острота жизненных ситуаций, раскрытых Диккенсом в романах «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Домби и сын», «Дэвид Копперфильд» и других, приближает писателя к высотам критического реализма, а глубокий психологизм и человечность ставят его в ряд великих гуманистов. Чарльз Диккенс Немецкие писатели-романтики — Новалис, Фр. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Л. Тик — считали, что мышление звуками выше любого другого, и музыка может рассказать о том, где слова поэзии или образы живописи бессильны. Под влиянием этих идей родились представления о художнике-универсале, обладающем «синтетическим» талантом композитора, поэта и живописца, что безгранично расширяет его творческие возможности. Эрнст Теодор Амадей Гофман Генрих Гейне Развитие романтизма во Франции наиболее весомо представлено литературой и изобразительным искусством. Французские романтики заявили о себе в начале XIX в. Среди них выделим фигуру виконта Франсуа-Рене де Шатобриана (1768—1848). Пушкин назвал его «первым из современных французских писателей, учителем всего пишущего поколения». В отличие от многих своих соотечественников Шатобриан не порвал с религией. В своем знаменитом трактате «Гений христианства» (1802) он доказывает, какую огромную роль сыграли духовные ориентиры человечества — евангельские заповеди в развитии творческой мысли и искусства. Драматизм жизни писатель видит не в социальных противоречиях, а в изначально присущей бытию борьбе добра и зла, духа и плоти. С именем Шатобриана связано рождение романа, представляющего собой монолог героя. В нем главное внимание уделено «событиям» внутренней жизни персонажа, от имени которого ведется повествование. В подобный исповедальный роман Шатобриан не мог не внести много личного, и современники порой безошибочно угадывали за литературными образами реальных людей (они называли такое сочинение «роман с ключом»). Франсуа-Рене де Шатобриан Французский  романтизм  открыл дорогу в большую литературу писателям-женщинам. Первенство на этом поприще по праву принадлежит Жермене де Сталь (1767—1816). Эту женщину, как сказал А.С. Пушкин, «удостоил Наполеон — гонения, монархи — доверенности, Байрон — своей дружбы, Европа — своего уважения». Публицист по дарованию, Сталь выступила в защиту прав и свобод женщин, обвиняя общество в лицемерной морали. Ее романами «Дельфина» (1802) и «Коринна, или Италия» (1807) в свое время зачитывалась женская половина российского общества.  Большую роль в  культуре  XIX в. сыграла Аврора Дюдеван (1804— 1876), известная всему миру под псевдонимом Жорж Санд. С самых первых своих романов она повела решительный разговор об эмансипации женщин. В лучших книгах (а всего Жорж Санд принадлежат свыше 100 произведений) писательница отразила идейные искания эпохи и идеалы свободной личности («Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» и др.) В числе больших почитателей ее таланта был И.С. Тургенев. Просветительская литература Франции XVIII в. с ее философской «разумностью» и назидательностью почти совсем заглушила поэтическую музу. Возрождение французской поэзии связано с творчеством поэта-романтика Альфонса де Ламартина (1790— 1869). Когда-то язвительный критик В.Г. Белинский упрекнул Ламартина в «сладкозвучности» и в том, что его лирика соткана «из вздохов, охов, облаков туманов, паров, теней и призраков». По - видимому, неприязненная суровость этих слов вызвана не столько лирическим слогом поэта, сколько христианской мистикой, духом которой пронизано все творчество. Перо Ламартина воспевало мимолетно-хрупкое земное счастье, напоминало о бренности и тщете быстротечной жизни. Характерный герой его сочинений — несчастный скиталец, который томится на земле и уповает на загробное обетование, где мечтает соединиться с душой умершей любимой:  Встает ли день, нощные ль сходят тени, —И мрак и свет противны мне...Моя судьба не знает изменений —И горесть вечная в душевной глубине!Но долго ль страннику томиться в заточенье?Когда на лучший мир покину дольний прахТот мир, где нет сирот, где вере исполненье;Где солнце истины в нетленных небесах?..Тогда, быть может, прояснитсяНадежд таинственных спасительный предмет,К чему душа и здесь еще стремитсяИ токмо там, в отчизне, обоймет... (Перевод Ф.Тютчева) В кругу французских романтиков Александ Дюма (1803 — 1870) — колоритная, необыкновенная фигура. Долгое время ему отказывали в «серьезности» и упрекали в том, что сегодня называется «идти на поводу у публики». Однако романы Дюма имели феноменальный успех у современников. Потомки же часто «изучают» историю Франции по его книгам. Лучшие сочинения писателя относятся к 1840-м гг.: «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо». В текстах этих произведений прослеживается влияние и бульварной мелодрамы, и романа-фельетона с его преувеличенными страстями и лихо закрученной интригой. Дюма разыскивал в старинных мемуарах и документах яркие, порой анекдотичные случаи и переиначивал их, давая волю своей искрометной фантазии, воспевая энергию, отвагу, чувство долга и благородства. Прихоти правителей, придворные интриги, любовные страсти —все это предстает на страницах его романов в живом, очищенном от «пыли времен» виде. Герои его бессмертных творений всегда сражаются на стороне обиженных и слабых против зла и насилия. Александр Дюма Поэт, драматург, писатель Виктор Гюго (1802—1885) имеет малосоперников во французской романтической прозе. Его жизненный итворческий путь длился долго, почти весь XIX в. Сочинения Гюгоотличаются редким художественным единством. Во всем, чтовыходило из-под его пера, чувствуется мощная индивидуальность,слышится взволнованный голос автора, исполненного страстногожелания защитить добро и справедливость. Как признается он сам: Я был непримирим во дни лихих годин,На многих деспотов я шел войной один... Жизнь представляется Гюго ареной борьбы добра и зла, и свой удел писатель видит в том, чтобы передать в художественной форме вопиющие противоречия прекрасного и безобразного, счастья и страданий. Взор Гюго обращен к крушению цивилизаций, к кровавой борьбе народов против тирании. Эти катастрофы истории сродни тем пугающим безднам, которые открывает писатель в душах людских. Но он верит в добрые начала жизни и твердо ведет своих героев «от мрака к свету». Так, в романе «Собор Парижской богоматери» Гюго показывает нескончаемые человеческие страдания, обнажает перед читателем омерзительное лицо пороков и преступлений. И тут же возносит своих персонажей к вершинам возвышенных чувств, к подлинной красоте и величию души.После прихода Наполеона III к власти убежденный противник монархии Гюго вынужден был покинуть Францию. Девятнадцать лет он провел на островах Атлантического океана. Виктор Гюго Большое влияние романтизма испытал могучий талант писателя-реалиста Оноре де Бальзака (1799—1850). Он родился в простой семье, и дворянская частица «де», самовольно присвоенная писателем в юности, — дань мечтаниям о дворянском титуле и гербе, характерным для молодых парижских честолюбцев. Отец Бальзака не одобрил решения сына стать писателем и лишил его всякой материальной поддержки. Безденежье, с которым столкнулся начинающий литератор, преследовало его всю жизнь. Бальзак жаждал богатства, что было в духе меркантильного времени, но все его деловые начинания оканчивались крахом (например, разработка заброшенных римлянами серебряных рудников). Оставался единственный выход — каторжный литературный труд, который едва позволял сводить концы с концами. В письме от 15 февраля 1845 г. писатель признался: «Работать ...это значит вставать всегда в полночь, писать до 8 утра, позавтракать за пятнадцать минут и снова работать до пяти, пообедать, лечь спать и назавтра все сначала». Преследуемый кредиторами, ростовщиками, издателями, он месяцами не выходил из дома, работая с лихорадочной быстротой и сверхчеловеческим напряжением. Переутомление расстроило некогда могучее здоровье Бальзака и привело его к ранней смерти. Эпопея «Человеческая комедия» — блистательный результат трудов писателя, итог всей его жизни. Из задуманных 150 произведений Бальзак успел написать 98 романов и новелл, где нарисовал грандиозную по широте охвата картину жизни французского общества. «Человеческая комедия» (названа по аналогии с «Божественной комедией» Данте) — это необъятный мир, населенный тысячами персонажей, как выдуманных автором, так и исторически реальных.  Оноре де Бальзак Романтизм в живописи Работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от "тусклой повседневности". Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры.  Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце,- писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Работы Делакруа: Данте и Вергилий «Резня в Хиосе» «Смерть Сарданапала» «Охота на львов в Марокко» Теодор Жерико (1791-1824)- первый, которому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм. Теодор Жерико «Плот «Медузы» Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией. «Расстрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808 года» Работы Гойя: "Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид «Маха обнаженная» 1800, Прадо, Мадрид Вывод: Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения. Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность. Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира. Список использованной литературы: использованы материалы с сайта http://francegothic.boom.ru http://wikipedia. ru. http://www.labellefrance.ru http://www.geo-world.ru http://www.fos.ru