Презентация к семинару для педагогических работников на тему Психолого-педагогические основы педагогического процесса
Психолого-педагогические основы повышения качества учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогический семинар
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ СТУДЕНТОМ ?Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знании и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.
Студенту, который учится с интересом учиться легче, у него лучше внимание и память. Интерес способствует значительному повышению работоспособности. Если работа не нравится, она воспринимаётся как более тяжелая, быстрее наступает утомление, воспринимаемое как перегрузка.У студента гораздо меньше, чем у взрослого развиты воля и сознательность и об этом нельзя забывать.
А.Энштейн«Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать»
У ребенка, которому школа не привила интереса к умственному труду, не возникает желания углублять свои знания и в колледже.Интерес к учебе проявляется в учебной мотивации, которая к сожалению неуклонно снижается из года в год при переходе из начальной школы в более старшие ступени.
Что же снижает интерес к учебе и способствует перегрузке:Монотонность и однообразие упражнений и заданий.Невладение приемами мыслительной деятельности. Студенты пытаются запомнить материал механически, что приводит к большим затратам времени, скуке и недовольству, отвращению к учебе и перегрузке.Процесс учения не удовлетворяет познавательную потребность. Социальные мотивы учения преобладают над познавательными.Отсутствие связи изучаемых понятий с практической жизнью. Студенты понимают, что нужно выучить, но не понимают зачем.
замкнутый психологический круг
Несоответствие возможностей и способностей студента уровню сложности материала. Если студент не понимает и не справляется о задачей, то это ведет к снижению учебной мотивации и ухудшению учебной деятельности. И наоборот, интеллектуально развитые студенты испытывают скуку, если материал слишком легкий и подается на низком познавательном уровне.Любой из этих компонентов может стать причиной учебной перегрузки, а особенно, если они присутствуют в комплексе.
Основные причины снижения интереса к учебе у студентовИзменение интересов: детские интересы утрачиваются и формируется ядро взрослых интересов - девушки увлечены "любовью" и "дружбой", юноши - беспокоятся о материальном (еда, развлечения, спорт, машины, выпивка и другие признаки «взрослости»), любовь начнет их волновать позже.
Приоритеты меняются: если раньше самоутверждение шло за счет оценки взрослых, то теперь важно мнение сверстников.Перегрузка: студенты с низким уровнем регуляции деятельности имеют больше предпосылок для возникновения учебных перегрузок, что снижает интерес к учебе, ухудшает формирование общих и профессиональных компетенций.
Возможные причины перегрузки:слабое владение приемами мыслительной деятельности вызывает большие затраты времени на выполнение учебных заданий, скуку, недовольство, отвращение к учебе, - формализация учебного процесса, репродуктивные методы и формы обучения;психофизиологические изменения, связанные с перестройкой организма, возрастные кризисы;неадекватная самооценка и высокий уровень тревожности вызывают снижение работоспособности и ухудшение деятельности;низкая познавательная потребность в соединении с необходимостью учения переживаются как дискомфорт и перегрузка;несоответствие сложности заданий уровню умственного развития.
Психолого-педагогические предпосылкиповышения эффективности обучения.Развитие познавательных интересов за счет самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решения задач проблемного характера.Разнообразие учебного труда.Понимание нужности и важности изучения данного предмета, связь материала с жизнью.Соответствие сложности материала уровню развития студента.
Частая проверка знаний и оценка деятельности студентов повышает интерес к учебе, дает обратную связь преподавателю. Необходимо давать высказаться каждому студенту, особенно если он этого желает. Невозможность ответить, когда студент выучил, становится одной из причин нежелания учиться.
Обучение приемам учебного труда, навыкам интеллектуальной работы.Ориентировать на получение знаний, а не отметки. Изменить требования к ответу. Для хорошего ответа не достаточно простого воспроизведения информации.
Способствовать формированию адекватной самооценки, путем снижения тревожности, повышения уверенности в своих силах, снижения страха неудачи, чтобы не боялись ошибиться.
При этом чрезвычайно важно, чтобы каждый студент, в том числе и слабоуспевающий, осознал свою способность преодолевать трудности, испытывал эмоциональный подъем в связи с успешным выполнением сложного задания. Только тогда ученик сможет сказать, что учебный труд ему сладок и приятен.
УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.10. Мои близкие считали (считают) меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.12. Мои родители слишком строго контролировали меня.13. Терпения во мне больше, чем способностей.14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.17. Я не усердный человек.18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.20. Мои близкие обычно не одобряют моих планов.21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих знакомых.22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
В один балл оцениваются ответы "да" на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16,18, 19, 21, 22 и ответы "нет" на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12,13, 15,17,20.
Свыше 15 баллов – высокий уровень мотивации достижения успехато есть вы отличаетесь сильным стремлением к успеху и при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости вы сможете стать хорошим специалистом своего дела. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов, самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху.
От 12 до 15 баллов – средний уровень мотивации достижения успеха, и в таком случае необходимо несколько активизировать себя. Если хотите быть высококвалифицированным специалистом, работайте над собой! Вырабатывайте в себе уверенность и целеустремленность!
До 11 баллов – низкий уровень стремления к успеху. Постарайтесь увлечься каким-нибудь делом! Чем больше интереса вы к нему проявите, тем больше у вас появится шансов достичь профессионального мастерства и, следовательно, успеха.
Действуйте!
Спасибо за внимание!