Презентация к семинару «Мотивация обучающихся средствами геопоэтики как фактор повышения качества образовательной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО».


«Мотивация обучающихся средствами геопоэтики как фактор повышения качества образовательной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»СЕМИНАРПодготовила учитель географии МБОУ СОШ №19 города Ставрополя Калюжная Наталья Михайловна Актуальность темы:  мотивация обучающихся является одной из важнейших проблем современного образования, так как именно она ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии. Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями обучающегося и педагога, спецификой учебного предмета. Учет уровня развития учебной мотивации в педагогической деятельности, владение приемами и методами формирования мотивационной сферы обучающихся позволит учителю избежать многих проблем и трудностей в учебно – воспитательном процессе. Цель семинара: представление положительного опыта по формированию учебной мотивации обучающихся на уроках географии средствами геопоэтики. Основные задачи:провести теоретический анализ понятия о мотивах;изучить мотивационную сферу учащихся; найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации;апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации; проанализировать достигнутые результаты. Пять уровней учебной мотивацииПервый уровень – высокий уровень мотивации учения, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки.) Пять уровней учебной мотивацииВторой уровень – хорошая учебная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей к внеурочной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.) Пять уровней учебной мотивацииЧетвертый уровень – низкая учебная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.) Одним из методов мотивации на эмоциональном уровне является метод создания ярких наглядно-образных представлений. Формированию таких представлений способствует использование на уроках географии обширных возможностей поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую, воспитательную. Девизом моей работы являются стихи И.И.Ландо Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливают его эмоциональное восприятие, глубже раскрывают причинно-следственные связи, повышают интерес к уроку. Одной из форм образного восприятия учащимися учебного материала на уроках географии является геопоэтика.В стихах может быть отображена географическая информация о том или ином географическом объекте или явлении. Стихи разных авторов, я использую на уроках географии. Литосфера - 6 класс Лист бумаги на столе – чистый он и гладкий, Но сомни его рукой и получишь складки.И поверхность у Земли плоской не бывает, Все неровности её рельефом называют. Внутреннее строение Земли можно легко запомнить, если сравнить его со строением куриного яйца. Посмотрим на куриное яйцо:Строение Земли подскажет нам оно.Что снаружи – всем известно.А внутри что? Интересно?В центре видим мы желток.Он – как круглый островок.Есть белок и скорлупа,Ведь хранит яйцо она.А внутри Земли – ядро,Очень плотное оно.Мантия вокруг ядра, Сверху у Земли – кора.Мантия – яйца белок,А ядро – тот же желток.Вся поверхность у Земли,Как частички скорлупы. «Горные породы и минералы» Есть песчаник, где песок Цементироваться смогВместе с глиной или илом,Образуя пласт единый.Ветер, воздух и водаИз него творят годаТе игрушки, что природаНам в подарок всем дала. Возникновение рисунков в виде звёздочек, дихотомически разветвлённых линий или узоров (дендритов) на поверхности горных пород можно образно объяснить учащимся: Дендриты в переводе – «деревца»,Миниатюры на поверхности шершавойПород различных, иногда известнякаНо выглядят довольно величаво.По трещинам на камне, меж пластамиИдёт таинственный процесс порой.Его обычным глазом не увидишь,Но поражает он забавною игрой.Используя для красок минералы,Растворы марганца, железо иногда,Творит волшебница – природа – Шедевры получаются всегда. Знакомясь с рельефом Северного Кавказа мы начинаем рассказ с его самой высокой вершины – горы Эльбрус.Эльбрус – величавый красавец, один Стоит в стороне от заснеженных гор.На время угасший вулкан – исполинСпокойно глядит на кавказский простор.Над морем тумана виднеется онСвоею двуглавою снежной вершиной. Кубань.Давая характеристику любой реки необходимо знать её исток и устье, особенности рельефа территории, по которой она протекает, режим и топонимику названия. Кавказа дочь, рожденная в горах,На склонах Эльбруса твоё начало.Через простор степей, текущая в веках,Ты людям жизнь водой своей давала.Неудержим, как лошади, твой бег,В былое время греки отмечали.«Взбешенной», когда тает снег,Народы гор за мощь тебя назвали.В Азовском море, находя покой,За сотни километров от истока,Ты стала для Кавказа главною рекой,С живой водой от горного потока. Ставрополье – край удивительной природы. Контраст степей, лесов и гор завораживает своей красотой. Ставропольеведение в стихах.На юге России, в степях ПредкавказскихНаш край Ставропольский лежит.И тайны морей, что плескались когда-то,В сарматских породах хранит. Высшая точка Кавказских Минеральных Вод – это гора Бештау.Не обошли вниманием Бештау поэты, писатели, художники и фотографы. А.С. Пушкин в 1820 году в поэме «Кавказский пленник» написал:И пасмурный Бештау, пустынник величавый,Аулов и полей властитель пятиглавый,Был новый для меня Парнас. Мы, жители краевого центра, являясь патриотами «малой родины», своим ученикам стараемся привить любовь к родному городу с помощью поэтической географии, чтобы они смогли увидеть красоту родных мест через слово и получить информацию о них.Между экватором и полюсом Земли На Ставропольских он застыл высотах.С него увидишь Эльбрус ты вдали, Простор степей на бреющих полётах.Между морями Чёрным и КаспийскимФорпост Российский создан неспроста.Он стал для нас таким родным и близким – Врата Кавказа – Град Креста. В Ставрополе 7 лесов. На их территориях расположены различные памятники природы и заказники. В самом большом Русском лесу находится Ботанический заказник «Бучинская поляна» (расположена на горе – останце Бучинка). Знакомя школьников с этим объектом используется следующее описание: В Русском лесу буков много росло,Но время такое давно уж прошло.А слово «бучина» все ж сохранилосьИ в название горы оно отразилось.На Бучинской поляне на вершине горыЕсть деревья, кустарники, много травы.Разнотравная степь красотою пленяетИ тайны земли нам с тобой открывает. Ставрополь снабжает пресной водой Сенгилеевское водохранилище – уникальный водоём, площадью 48 кв. км. Создано оно было в 1958 году на основе Солёного озера, которое в прошлом называли Рыбным.В котловине большой у горы Ставропольской Голубым своим оком манишь путника ты.Как огромный мираж средь степного простора,Тихо плещется море пресной чистой воды.Прежде озеро было солёное это,Когда город поили одни родники.И мелело оно без воды часто летом,И ходили к нему лишь одни рыбаки.Время шло. Город рос. Родников не хватало.И кубанские воды влились в Сенгилей.Стал полней он и краше в этой глиняной чашеВодоём Ставропольский Отчизны моей. Активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:познавательные навыки и способность к самообразованию;способность ориентироваться в современном информационном пространстве;целеустремленность и настойчивость;способность взять на себя инициативу и ответственность;критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;коммуникабельность. Результативность опытаТаким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации. Учитель 21 века, вооружённый новейшими компьютерными технологиями, не должен забывать, что красоту природы можно не только познать через проецируемые на экране слайды, но и через «живое» поэтическое слово, которое создаёт образ географического объекта и надолго остаётся в памяти ученика.