Системно-деятельностный подход как способ повышения качества образования на уроках истории.
Системно-деятельностный подход как способ повышения качества образования на уроках истории.Учитель истории и обществознанияИванова О.Н.
Повышение качества процесса обучения истории возможно при эффективной организации индивидуальной деятельности школьников в условиях информационно - предметной среды, что достигается при реализации системно - деятельностного подхода в обучении. Системно - деятельностный подход ко всем компонентам методической системы в рамках определенной технологии обучения может оказать принципиальное влияние на повышение качества обучения. В соответствии с системно - деятельностным подходом повышение качества обучения основывается на двух взаимосвязанных процессах: организация деятельности обучаемого, в том числе индивидуальной самостоятельной деятельности, и контроль этой деятельности.
Актуальность использования системно-деятельностного подхода на уроках истории объясняется тем, что он является методологической основой ФГОС Основного общего образования. «Системно - деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Главная задача современной школы - подготовить школьника к жизни в постоянно развивающемся информационном обществе, а для этого необходимо формирование у ребенка опыта социального поведения, решения и анализа им социальных проблем.
Для человека, проживающего в информационном обществе главное не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь пользоваться знаниями, владеть навыками самостоятельного поиска необходимой информации, то есть в процессе обучения важно сформировать функционально грамотную личность. Для современного человека важно уметь самостоятельно открывать «новое», делать выводы, принимать решения и отвечать за них. Уметь из большого объема информации выбирать главное.
Цель современного образования –развитие личности.Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории начинается с этапа мотивирования учащихся к учебной деятельности. Для того чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, каждый урок открытия нового знания можно построить с использованием, например, педагогической технологии проблемного диалога.
Технология проблемного диалога подходит для работы в разных классах, как в среднем звене, так и в старших. Она позволяет поддерживать интерес к уроку, дети самостоятельно формулируют проблему, выдвигают гипотезы, строят планы, открывают новое знание, делают выводы. Роль педагога заключается в организации, координации и корректировке действий учащихся. Самое главное и одновременного самое трудное это создать проблемную ситуацию на уроке. Для себя я выделяю следующие приемы создания проблемной ситуации:
О Николае I:1.«Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции» (Т. Капустина).2.Неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера» (А. Б. Каменский)
О Петре I:1. "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации« (В.Татищев) 2."Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой» (М.Щербатов)
«Когда представителями сословий было решено присвоить Екатерине II титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества», императрица ответила: «Великая ли я, решать будет потомство».Дайте характеристику эпохи Екатерины II. Согласны вы с решением представителей сословий?
«Опричнина привела к очень печальным последствиям, в 1572 году царь Иван Грозный отменил её. Этот вопрос волновал историков на протяжении многих лет. Предлагаю вам познакомиться с их мнениями:«Опричнина – это прихоть полубезумного деспота» (В.О. Ключевский);«Опричнина – это стремление к централизации, которой мешало боярство» (С.Ф. Платонов);«Опричнина была направлена не против боярства, ведь в нее вошли не боярские вотчины, а земли заселенные рядовыми служилыми людьми» (Г.Н. Бибиков) - Чью точку зрения вы разделяете? Докажите свое мнение, используя известные вам факты. Как человек XXI века, выскажите свое отношение к данному явлению в истории России.
После того как сформулирована проблема и поставлена цель урока, второй этап- выдвижение гипотез («Какие у Вас есть предположения?») На данном этапе в коммуникативной форме проходит обсуждение, на доске записываются все версии учеников. Переход к составлению плана урока начинается с вопроса: «Что мы должны узнать, чтобы решить проблему и проверить правильность гипотез?»
Этап открытия нового знания организую через:1. работа в группах или парах с текстом учебника или подготовленным учителем документально- методический комплект источников2.анализ текста, данных сравнительных, хронологических таблиц, диаграмм, видео фрагментов. 3.Работа с текстом. Оформление ответов на поставленный вопрос, проблему урока в виде схем, таблиц, карт и т.п.Это способствует развитию критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
Вопро-сы для сравне-нияСоля-ной бунтМед-ный бунт1.Причины2.Состав Участников3.Итоги ипоследствия«За годы правления Алексей Михайловича были попытки проведения налоговой и денежной реформы, которые вылились в два народных выступления в Москве: Соляной бунт и Медный бунт». Укажите даты данных событий.Сравните народные выступления в Москве. Выделите общее в происходящих событиях.Как проявил себя царь – как царь-самодержец или нет?
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Общественная мысль России 1830-1850-х гг.«Официаль-ная народ-ность»СлавянофилыЗападникиРеволюционе-ры-демократыПредстави-телиОтношение к самодержавиюНаилучший государствен-ный стройОтношение к крепостному правуОтношение к преобразова-ниям Петра IОтношение к влиянию Запада
Этап первичного применения и закрепления знания чаще всего я организую через использование интерактивных методов в обучение, таких как проведение дискуссии. Хороший эффект для понимания, усвоения и закрепления нового материала дает использование на уроках видеофрагментов.Учащиеся возвращаются к проблемному вопросу урока и высказывают свое мнения, опираясь на изученный учебный материал. Например, на уроке по теме «Реформы Петра I»: В чем вина Петра I, по Н.Карамзину? а) в том, что стали гражданами мира; б) в том, что в некоторых случаях перестали быть гражданами России; в) в том, что стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России
Анализируя опыт работы по использованию современных педтехнологий в учебно-воспитательном процессе можно с уверенностью сказать, что их применение позволяет: 1.активизировать познавательную деятельность учащихся; 2.обеспечить высокую степень дифференциации обучения; 3.повысить объём выполняемой работы на уроке;4.рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; 5.формировать навыки исследовательской деятельности;6.повысить качество обученности учащихся.Таким образом, применение системно-деятельностного подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций