Презентация на тему Технология критического мышления как средство активизации мыслительной деятельности на уроках физики и математики


«Технология критического мышления как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке физики и математики». Бородина Наталья Анатольевнаучитель физики и математики МБОУ СОШ п. ПетровскийДобринского района «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Эдисон. «Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять». С.Л.Рубинштейн. Актуальность выбранной мною темы объясняется тем, что использование технологии развития критического мышления на уроках физики и математики позволяет формировать:развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений;личность готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии;личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания. Критическое мышление это-мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт, оценочное. Ученые выделяют три стадии на уроке:I стадияII стадияIII стадияВызов:Осмысление содержания:Рефлексия:актуализация имеющихся знаний;- пробуждение интереса к получению новой информации;- постановка учащимся собственных целей обучения.получение новой информации;- корректировка учащимся поставленных целей обучения.размышление, рождение нового знания;- постановка учащимся новых целей обучения.
1.           Прием «Кластер»2.            Таблица3.           Учебно- мозговой штурм4.           Интеллектуальная разминка5.           Зигзаг, зигзаг -26.            Прием «Инсерт»7.           Эссе8.           Приём «Корзина идей»9.           Приём «Составление синквейнов» 10.       Метод контрольных вопросов11.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»12.       Круги по воде13.       Ролевой проект14.       Да - нет15.       Приём «Чтение с остановками» 16.       Приём « Взаимоопрос»17.       Приём «Перепутанные логические цепочки»18.       Приём « Перекрёстная дискуссия»Основные методические приемы развития критического мышления Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решитьВ-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)Признаки критического мышления Стадия «Вызов» Деятельность учителя: вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Деятельность ученика: «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы Возможные методы: список «известной информации», кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки ТЕМА:ВЛАЖНОСТЬНа доске: водяной пар, насыщенный пар, упругость водяного пара, точка росы, психрометр, гигрометр, термометр, давление, температура, прогноз погоды.Знаю ужеНовоеХочу узнать подробнееводяной парточка росыточка росыиспарениеупругость водяного параупругость водяного паратермометрГигрометрдавлениепсихрометртемпературапрогноз погодынасыщенный пар Верные и неверные утверждения.Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверныеУчащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочкиОбсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют Верные и неверные утверждения «Линзы» 8 классЛинза-прозрачное тело.Линза имеет выпуклую форму.Линза всегда увеличивает.В глазу имеется прозрачная линза.Линза может рассеивать свет.Собирающая линза может быть и рассеивающей.Линза имеет два фокуса. Стадия «Осмысление» Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Деятельность ученика: читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Возможные методы :маркировка с использованием значков «V», «+», «—», «?», бортовых журналов (с таблицами «известная информация/новая информация»). Бортовой журнал. В 11 классе можно применять прием «Бортового журнала» при изучении темы «Свет». В начале изучения темы на стадии вызова прошу заполнить левую часть таблицы. После изучения новой темы на стадии осмысления сравниваем объем информации до и после изучения темы.Что мне известно о свете Что нового я узнал(а) после изучения темы
Что мне известно по данной теме?Что нового я узнал из текста?Определение термина «тело», «вещество»Что изучает физика. Задачи физики.Что такое физическое тело, материя.Чем отличаются наблюдения от опытов.Физика-наука обо всем, что есть в природеБортовой журнал. В 7 классе можно применять прием «Бортового журнала» при изучении темы «Что изучает физика». Инсерт (условные значки) по мере чтения необходимо ставить метки карандашом на полях специально подобранного или распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе. V+-?Я это зналЭто для меня абсолютно новоеЭто противоречит тому, что я зналЯ хочу знать об этом больше
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.«Тонкие» вопросы«Толстые» вопросыКто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…?Мог ли…?Как звать…? Было ли…?Согласны ли Вы…?Верно ли…?Дайте три объяснения, почему…?Объясните, почему…?Почему вы думаете…?Почему Вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет, если…?Что, если…?
Таблица тонких и толстых вопросов в 8 классе при изучении темы «испарение»:«Тонкие» вопросы«Толстые» вопросыЧто происходит с водой при 100̊ С?Где мы можем увидеть воду в газообразном виде в природе?Какое явление называют испарением? Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?Почему испарение происходит тем быстрее, чем выше температура жидкости?Как зависит скорость испарения жидкости от площади её поверхности?
Стадия «Рефлексия» Деятельность учителя: возвращение учащихся к первоначальным записям предположениям; внесение изменений, дополнений Деятельность ученика: сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания). Возможные методы: кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, круглый стол, дискуссии, творческие работы. Стадия «Рефлексия» Сводная таблицаЛиниисравненияГазЖидкость Твердое веществоФорманет формыменяетсохраняетОбъемзанимает весь объемсохраняетсохраняетДвижение молекулбеспорядочное,хаотичноескачками(текучесть)около положенияравновесияВзаимодействие молекулпочти нетслабоесильноеСтруктура В 7 классе можно применять прием «Таблица» при изучении темы «Строение вещества». Кластеры (гроздья)Кластер в переводе означает пучок, созвездие.Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой либо темы. Кластер по теме «Физика- наука о природе» Физика-наука о природеМагнит-ныеоптическиеатомныетепловыеэлектрическиеМехани-ческиеФизические термины Методы изученияФизические явленияопытматериятеловеществооткрытиеизмерениянаблюденияплангипотеза Кластеры (гроздья)Кластер по теме «Давление» Кластеры (гроздья)Урок по физике в 7 классе «Физика- наука о природе» Кластеры составленные учениками

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словамиЧетвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к темеПятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.Синквейн Сила тренияПолезная и вреднаяКачается, скользит и третсяПомогает и вредит в жизниДействует на все.Сила тяжестиВертикальная, вечнаяПритягивает, уменьшается, увеличиваетсяБез силы тяжести жизнь человека на Земле невозможнаОна независима.Импульс тела Порыв, толчок. Произведение массы на скорость Сонаправлен со скоростью Порыв страсти. Волна Звуковая, упругая Распространяется в пространстве с течением времени Волнующая тема Колебания. Ядерные силы Таинственные Удерживают нуклоны в ядре Сильнейшие в природе Дружба. Синквейны учащихся



Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Прием ФИШБОУНЛюбое вещество состоит из частицВсе частицы непрерывно движутсяЧастицы взаимодействуютСмачиваниеСклеиваниеСжатиеРастяжениеДиффузияБроуновское движениеМех. дроблениеРастворение веществРасширение при нагреваниидеформацияКаковы основные положения МКТ?Вывод:теория является основанием для газовых законовПример приема ФИШБОУН на уроке физики в 10 классе тема « Основные положения МКТ»
Прием ФИШБОУНУрок обобщения по физике в 10 классе«Основы МКТ» "Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.Результаты экспериментальной работы показывают, что использование технологии критического мышления эффективно при обучении физике и математике: оно развивает умение мыслить логично, сравнивать, сопоставлять и делать выводы.