Презентация к родительскому лекторию-практикуму Влияние тревожности на успеваемость ребенка
Родительский лекторий на тему «Влияние Тревожности на успеваемость ребенка».Подготовила: Коломиец Юлия Григорьевна
Понятие тревожности.Тревога - переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представления о себе, положение в обществе. Тревожность – беспричинный, немотивированный страх.
Виды тревожности:Ситуативная – нормальное чувство тревоги в жизненно опасной, неприятной ситуации (взрыв, неожиданный лай собаки и т.д.).Личностная – свойство личности, связанное с типом нервной системы, темпераментом человека (к примеру, меланхолики – тревожны). Школьная - устойчивое школьное эмоциональное неблагополучие.
Категории тревожности:1. Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги.2. Скрытая (неосознаваемая) тревожность: теребление волос; покусывание ручки, ногтей;постукивание пальцами по столу;неадекватное спокойствие;ерзание на стуле (расторможенность), подергивание ногой, агрессия, раздражительностьзамкнутость, плаксивость и т.п..
Социально-психологические факторы возникновения тревожности.учебные перегрузки;неспособность учащегося справиться со школьной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с педагогами;регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации; смена школьного коллектива и или неприятие детским коллективом;неблагоприятная обстановка в семье;гипероопека.
Динамика школьной тревожности.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}классСоциально-психологический фактор 1 классАдаптация к 1 классу, новая учебная ситуация/2-3 классШкольные неприятности (двойки, замечания, наказания, контрольные).Домашние неприятности (наказания). Боязнь физического насилия. Неблагоприятные отношения со сверстниками.Конец 4-го и 5 классИзменение системы школьных требования, адаптация к 5 классу.6-7 классПодростковый кризис, тревожность - как сложившаяся личностная особенность.8-9 классОтношения со сверстниками. Сдача ОГЭ.10-11 классНеобходимость личностного и профессионального самоопределения. Сдача ЕГЭ.
Признаки школьной тревожности:Ухудшение соматического здоровья учащегося.Нежелание ходить в школу.Прогулы контрольных, самостоятельных работ, «нелюбимых предметов», уроков.Излишняя старательность при выполнении заданий.Отказ от выполнения субъективно сложных заданий.Раздражительность и агрессивные проявления.Рассеянность или снижение концентрации внимания.
Признаки тревожности (опросник Лаврентьевой Г. П., Т.М. Титаренко)Результат:Более 15 признаков – высокий уровень тревожности.От 7 до 14 признаков – средний уровень тревожности.Менее 6 признаков – низкий уровень тревожности).
Признаки школьной тревожности (по А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой)На наличие школьной тревожности указывает присутствие 5-6 и более признаков.
Рекомендации родителям:Любите и принимайте ребенка таким какой он есть.Создавайте условия для развития и самостоятельности ребенка.Анализируйте вместе с ним причины его неудач, хвалите за успехи.Учите ребенка грамотно распределять свое время и планировать день.Обсуждайте с ребенком все его дела не навязывая своего решения и мнения.Поддерживайте авторитет учителя.Развивайте адекватную самооценку.
Позитивные заклинания-девизы:«Я смогу!»«Когда я говорю себе, что могу, я действительно могу!»«Я смогу стать таким, каким я хочу быть!»«Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы!»«Я могу решить эту задачку!»