Проект Тамбовское учительство в годы Великой Отечественной войны


Проект подготовил ученик 3Г класса МАОУ «Гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» Ванин ВладиславРуководитель – Евреинова Ирина СергеевнаТамбовское учительство в годы Великой Отечественной войны
style.rotation Цель моего исследования – выяснить, какой вклад внесли в дело Победы наши городские и сельские школы, их учителя и ученики, как жили они в то тяжёлое время, что делали, как вели себя, какие жизненные ценности считали для себя главными. Хочу надеяться, что моя работа будет ценна не только в наши дни, а и через много лет, потому что считаю справедливыми слова древних мудрецов: «Когда войну забывают, начинается новая, память – главный враг войны». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Проблемный вопросКак осуществлялось обучение детей в годы Великой Отечественной войны на территории нашего города и области?Какова роль тамбовского учительства в Победе?Учителя не только словом воспитывали в своих учениках чувство любви к Родине и готовность её защитить, а личным примером учили и воевать, и помогать фронту, и оказывать помощь в трудное для страны время , оказывать помощь всем, кому она была необходима.Гипотеза Изучение материалов Интернет.Материалов Тамбовского областного краеведческого музея.Методики выполнения работы ПрезентацияБуклетОсновные результаты проекта Учитель…Людей этой профессии я всегда считал выдающимися, передовыми, лидерами. И работая над темой своего исследования, я еще раз убедился в этом. В подтверждение этого хочу привести слова маршала Советского Союза А.М. Василевского: « Учитель и на фронте, и в окопах оставался верным своей профессии – личным примером учил, как воевать». Разными были учителяВ человеческом общежитии,Но на них держалась наша земля,Наши открытия...
Что мы знаем о том времени и о людях того времени? Приоткроем завесу в трагическое прошлое нашей страны, перенесемся мысленно на 74 года назад…


Великая Отечественная война многое изменила в жизни страны. Она оторвала от школы тысячи учителей и старшеклассников, уходивших на фронт, в народное ополчение, на курсы медсестер. Отныне в течение нескольких лет они будут держать в руках не указку и ручку, а оружие, читать фронтовые карты, переводить допросы пленных, ходить в разведку, пробираться глухими партизанскими тропами. Многие выпускники школ целыми классами уезжали на фронт.
С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома. В городе в свободное от учебы время детям приходилась помогать на заводах и оборонных предприятиях.
Учителя и дети по мере своих сил помогали в госпиталях, заготавливали дрова лекарственные травы. Они читали раненым газеты, помогали писать письма, выступали с номерами художественной самодеятельности. Трогательно и сердечно из уст детей звучали любимые песни военных лет.

Перед школой тоже ставились определенные задачи:организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;улучшение военно-физической подготовки;всемерное развертывание массовой оборонной и политико-просветительской работы среди учащихся и населения;оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков. Борьба советского народа с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев — Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других. Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем. В военной обстановке продолжалось всеобщее обязательное обучение детей.   В школе осенью и зимой было холодно, не хватало дров, занимались в верхней одежде в третью, а то и в четвертую смены, писали на старых газетах или на серой оберточной бумаге. Чернила делали из сока свёклы или из крошечных грифелей чернильных карандашей.   Для одного из многих суворовских училищ, создаваемых в 1943-1944 гг., правительством СССР был выбран город Тамбов. 8 августа 1944 г. Тамбовский областной исполнительный комитет принял решение об отводе для суворовского военного училища большого и красивого здания на берегу реки Цны. Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, было решено открыть Суворовские училища
style.rotation
style.rotation Создавались фонды по сбору средств и теплых вещей. Отдельные учителя и целые коллективы педагогов организовали сбор средств. 4,5 млн. рублей собрали школы в помощь фронту. На них построены боевые машины: «Тамбовский учитель»,«Тамбовский комсомолец»,«Моршанский ремесленник» . Многие учителя за доблестный труд в годы Великой отечественной войны были награждены орденами и медалями. Вот некоторые из них : Дорохова Ольга Дмитриевна, Белоусов Аркадий Онисимович, Моторин Владимир Николаевич , Быстрова Лидия Константиновна.

С мая по август 2010 года в Тамбовском областном краеведческом музее была организована и проведена выставка «Семья учителей в годы войны и мира», приуроченная к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Выставка «Семья учителей в годы войны и мира» была посвящена семье тамбовских учителей Леониду Ивановичу и Лидии Ивановне Филоновых, участвовавших в событиях Великой Отечественной войны на фронте и в тылу, проживших интересную и трудную жизнь, которая была присуща многим семьям нашей страны в тот период. Леонид Иванович до войны возглавлял Горельскую среднюю школу, которую сам и построил, а после войны учительствовал в школах г. Тамбова. Клавдия Ивановна в годы войны стала занимать пост директора Горельской школы, активно организовывала работу по сбору теплых вещей для фронта, была участницей сопротивления захватчикам. После войны возглавляла среднюю школу №17 г. Тамбова, в которой проработала 20 лет, сделав школу одной из лучших в городе.
Всю жизнь эти люди посвятили себя своему любимому делу, не на минуту не оставляя мысли о той Великой Победе. В своем завещании сыновьям Леонид Иванович написал: «…следующей такой Победы не будет так же, как и не будет жизни на земле, если грянет — всё уничтожится от войны». Подвиг учителей в годы войны подтвердил «мудрость» истины о значении личного примера в воспитании подрастающего поколения. Воспитать патриота и гражданина, готового служить Родине, сформировать стойкий характер, способный к преодолению любых трудностей, увлечь молодые сердца и умы жаждой знания в столь тяжелые времена – с такой задачей может справиться только учитель, в котором его воспитанники видели образец яркой личности, посвятившей себя служению людям. Свой первый урок они начали словом «война» и закончили словом «победа». Никто из учителей не вернулся с войны без награды. Уроки мужества, славы и доблести учителя – фронтовики продолжили в школах по возвращении домой. Учителя военной поры… Каждый день они шли в школу, голодные и истощённые, учили русскому языку и литературе, математике и физике, географии и истории. Они учили детей без скидок на войну, они были строги и требовательны. Учителя, как могли, старались украсить скудную радостями жизнь. Как и в мирное время, проводили вечера, концерты, новогодние ёлки, приёмы в октябрята и пионеры, вели занятия в кружках. Педагоги учили своих учеников состраданию, умению не жаловаться, не стонать, не перекладывать беды на чужие плечи. Поэтому невероятно справедливыми являются слова С. М. Михалкова об учителях той поры: «Советским учителям есть чем гордиться! Это их ученики трудом, мыслью, вдохновением своим превратили нашу страну в великую, непобедимую державу. Это их ученики…спасли человечество от ужасов фашистского порабощения. Это их ученики подняли …страну к звездам. Вот какие взошли семена, посеянные советским учительством. Честь и слава такому учительству!». Выводы Быть учителем во время Великой Отечественной войны это – подвиг. Мы должны помнить об этом и передавать эту память из поколения в поколение. Учитель  равен  солдату – герою…На третьем фронте,Вставая горою –На фронте учебы, на фронте книгУчитель равен солдату-герою,Тот же буденовец и фронтовик ! Литератураtambovodb.ru›tambov/html/history_vov.htmlvuzmen.com›…tambovskaya…v…velikoj…vojny…1941-1945…knigaveteranov.ru›node/57 Тамбовцы на фронтах Второй мировой войны 1939-1945 гг.: Сборник документов. Тамбов, 2010.Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и социально-демографическое развитие Тамбовской области. В.Л.Дьячков. Тамбов, 2010.Вернулись с Победой. Семейный архив Будариных. г. Тамбов, Т. 1. Тамбов, 2005.Морозов, Е. А. Наш Тамбов [Текст]: ист. памятники и мемор. доски в обл. центре. Е. А. Морозов. – Тамбов: ред. газ. Тамб. вестн., 2001.Тамбовская область в годы Великой отечественной войны 1941- 19445 гг: Под ред. В.Л.Дьячкова. Составители: М.М.Дорошина, В.Л.Дьячкова, И.И.Муравьёва. Сборник документов в 2-х т.1, Тамбов, 2008Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет».В.Е. Бредихин, Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны. Тамбов, Издательство ТГТУ 2007 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!