«Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников».
«Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников».Выполнила студентка группы 3ДСЗаочного отделенияпсихолого- педагогического факультетаДанченко Ж. В.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего школьного возраста.Предмет исследования: педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников в дошкольном учреждении.Цель исследования – выявить и апробировать педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении.Гипотеза исследования – формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников будет эффективной, если в дошкольном образовательном учреждении реализовать в комплексе следующие условия:- обеспечение практической деятельности детей, их познавательной активности при решении поставленных задач;-использование разнообразных форм организации игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности и на занятиях);- создание условий для взаимодействия детей (в самостоятельной деятельности и на занятии;-профессиональное просвещение педагогических кадров с целью повышения их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.
Задачи: проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;-определить педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;- разработать программу по формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников и экспериментально проверить её эффективность. Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;-анкетирование;-беседа;-педагогический эксперимент;-математическая обработка полученных данных.Научная новизна состоит в том, что обоснованы педагогические условия и предложена программа формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Готовность ребёнка к обучению в школе – предмет многочисленных исследований.
В соответствии c ФГОС приоритетными задачами являются :формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы ;преемственность основных образовательных программ.
Образовательные программы« От рождения до школы»«Успех»«Радуга»«Школа 2100»
Место проведения эксперимента: МБДОУ №3 «Яблочко» п. Тульского Майкопского района. Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. А.Л.Венгер.
Констатирующий этапНаблюдение, беседа. Тест С. А. Банкова.Методика№1. Тест Керна- Йирасека: -рисование фигуры человека по представлению. -графическое копирование фразы из письменных букв. -срисовывание точек в определённом пространственном положении.Методика №2. Тест Р.С. Немова « Проставь значки».Методика №3. Тест А.Р.Лурии « Заучивание 10 слов».Методики:Критерии оценки:- высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;- средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки.- низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.
Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Формирующий этапРеализация программы «Скоро в школу».Цель программы: формирование предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.Задачи программы по формированию предпосылок учебной деятельности:-повышение у детей уверенности в себе;-целенаправленно воспринимать задания на слух;-развивать способность к сосредоточенности;-концентрация внимания;-развивать память, логическое мышление, воображение;-на основе выделенных признаков делать умозаключение;-развитие мелкой моторики.
Формы методического сопровождения:семинарытренингипросмотр открытых занятийкруглые столыконсультации
Контрольный экспериментУровень развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе
Уровень сформированностипредпосылок учебной деятельности:Констатирующий экспериментКонтрольный экспериментВысокий2 ребёнка, что составляет 16,7%6 детей, что составляет 50%Средний6 детей, что составляет 50%4 ребёнка, что составляет 33,3%Низкий4 ребёнка, что составляет 33,3%2 ребёнка, что составляет 16,7%Динамика формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста .