Презентация ВКР по теме Педагогические условия формирования творческого воображения старших дошкольников в обучении конструированию


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области«Волгодонский педагогический колледж»Выпускная квалификационная работаТема: Педагогические условия формирования творческого воображения старших дошкольников в обучении конструированию Выполнила студентка группы ДЗ-5.5: Яцык Ю.М. Руководитель: Пономарёва А.А. Волгодонск 2016 г. Актуальность исследования:Конструирование – это важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов.Развивать: художественный вкус, фантазию, творческие способности и воображение.Формировать: такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, упорство при достижение цели, организованность.Конструирование определяется необходимостью поиска новых знаний, форм, методов, приемов для формирования творческого воображения старших дошкольников. Проблема исследования: Объект исследования: Предметом исследования:состоит в выявлении педагогических условий, способствующих формированию творческого воображения старших дошкольников в обучении конструированию. Решение данной проблемы является целью исследования.процесс формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по конструированию.являются методы и приемы формирования творческого воображения старших дошкольников в обучении конструированию. Гипотеза исследования:- конструирование рассматривать как важный составной компонент развития творческой активности дошкольников;- использовать в содержании обучения конструирование с использованием различных материалов;- разработать способы и методы развития творческого воображения дошкольников при обучении конструированию. развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения конструированию будет более эффективным, если: Задачами исследования являются:Изучить исследования искусствоведов, психологов, педагогов по проблеме обучения детей старшего дошкольного возраста конструированию..Изучить особенности детского конструирования.Рассмотреть развитие способностей и конструктивной деятельности в старшем дошкольном возрасте.Определить задачи и приемы в обучении конструированию детей старшего дошкольного возраста.Рассмотреть методику обучения конструированию старших дошкольников.Провести исследование педагогических условий формирования творческого воображения старших дошкольников в обучении конструированию. Методологической основой исследования является: методологическое обоснование процесса формирования творческого воображения у дошкольников– О. В. Боровик, Л.А. Венгер, Т.Я. Шпикалова,Запорожец А.В., А.Н. Давидчук, Н.М. Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, В.Г. Нечаева, Н.Н .Поддьяков, Р.М.Чумичева, В.Н. Шацкая; идеи ознакомления дошкольников с конструированием получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах- (О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова, Н.А. Короткова, А.Р. Лурия, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских и др.). Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса формирования творческого воображения с помощью конструирования - (Е.К. Брыкина, В.В. Зайцева, Н.А. Ветлугина, Е.И. Игнатьев, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, З.В. Лиштван, В.С. Мухина, А.Ф.Говоркова, Т.Я. Шпикалова, П.М. Якобсон). Методы исследования:- анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы;- изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта использования конструирования в развитии творческого воображения дошкольников в образовательно-воспитательной деятельности;- опытно-экспериментальная работа, наблюдение за динамикой развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;- качественный и количественный анализ результатов исследования. Теоретическая значимостьзаключается в анализе теоретических, методических и технических основ изучения конструирования и его значения в развитии творческого воображения у старших дошкольников.Практическая значимостьзаключается в том, что разработанные занятия по конструированию из различных материалов, направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста могут найти применение в методической, практической работе воспитателей и других работников дошкольных учреждений. Материалы исследования могут быть использованы при разработке различных программных проектов, направленных на творческое развитие ребенка в детском саду. Техническое конструирование


Художественное конструирование

Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование творческого воображения старших дошкольников в обучении конструированиюИсследование проводилось в МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска в старшей группе
Эксперимент проводился в три этапа:КонстатирующийФормирующийКонтрольный 2.1. Констатирующий этап исследованияЦель исследования: определить исходный уровень развития творческого воображения, способность создавать оригинальные образы у детей старшего дошкольного возраста. «Дорисовывание фигур»«Эскизы»«Спрятанная форма»



Уровень развития воображения у детей на констатирующем этапе исследования Высокий уровень -17%, средний уровень - 33%, низкий уровень - 50%. 2.2. Формирующий этап исследованияЦель: формирование у детей творческих способностей.Организация работы на формирующем этапе исследования по конструированию из различных материалов, направленная на развитие творческого воображения детей включала несколько этапов:1. Знакомство и изучение педагогической литературы по данной теме.2. Составление перспективного плана по конструированию в старшей группе.3. Обогащение предметно – развивающей среды, с привлечением родителей.4. Работа с родителями по данному направлению. Конструирование из бумаги «Корзинка с цветами»
Конструирование из бросового материала «Морячок»
Конструирование из строительного материала «Мосты»
Конструирование из бросового материала «Веселые поросята», «Вагон»
Конструирование из природного материала «Гусеница», «Ёжик»
анкетирование родителей; Работу с родителями я строила на основах доверия и сотрудничества, родители с удовольствием приняли участие в таких мероприятиях как:Фотовыставка «Мастерим дома»


Конкурс поделок «8 Марта»
Конкурс поделок «Дары природы»
Оформление участка детского сада


Коврики для профилактики плоскостопия

2.3. Контрольный этап исследованияЦель: повысить уровень конструктивного развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Выявить наличие полученных знаний у детей о способах конструирования.2. Определить уровень развития конструктивных умений и навыков.3. Сравнить 1 и 3 этапы опытно – экспериментальной работы. Уровень развития воображения у детей на контрольном этапе исследования Высокий уровень -33%, средний уровень – 42%, низкий уровень - 25%. Сравнительные результаты уровня развития творческого воображения на контрольном и констатирующей этапах