НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ: Макет КОС для оценки профессиональной квалификации «Преподаватель профессиональной образовательной организации»
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ Макет КОС для оценки профессиональной квалификации «Преподаватель профессиональной образовательной организации»Методист Баженова И.В.ГБПОУ «УМТ»2016 г. План семинара:Независимая оценка квалификации работниковОписание квалификации «Преподаватель профессиональной образовательной организации»Макет КОС для оценки профессиональной квалификации «Преподаватель профессиональной образовательной организации» Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"Принят Государственной Думой 22 июня 2016 годаОдобрен Советом Федерации 29 июня 2016 годаНастоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 годаНезависимая оценка квалификации работников (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим федеральным законом. Проведение независимой оценки квалификации (НОК) НОК проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.- По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.-Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр. В течение 2015-2016 годов в рамках деятельности Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) были разработаны методология и методика формирования наименований и описаний квалификаций для проведения их независимого оценивания.Несмотря на то, что в области образования пока не предусматривается развитие системы независимой оценки квалификации, использование поддержанных НСПК правил наименования и описания квалификации позволяет формулировать четкие, объективные, диагностируемые требования к соискателям педагогических квалификаций. Эти требования задают результаты освоения основных и дополнительных образовательных программ, ведущих к получению педагогических квалификаций, определяют содержание итоговых аттестаций. В связи с этим Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России было принято решение использовать подходы, утвержденные НСПК и активно применяемые советами по профессиональным квалификациям.Квалификации выделяются на основе профессионального стандарта и представляют собой одну или несколько трудовых функций, выполнение которой (-ых) может быть выделено в профессию или должностную позицию на значительном числе предприятий\организаций. МАКЕТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ». (Москва, 2016 г.) Проект КОС разработан для проведения итоговой квалификации по ДПП для подготовки преподавателей СПО, не имеющих педагогической квалификации. При разработке проекта КОС учитывались подходы, формирующиеся в системе независимой оценки квалификации (заданы в проектах подзаконных (закон «О независимой оценке квалификации») нормативных правовых актов, в частности Положением о разработке оценочных средств для проведения профессионального экзамена в системе независимой оценки квалификации и Порядком проведения профессионального). Целесообразность использования установок, содержащихся в этих документах, определяется возможностью обеспечить объективную,достоверную, основанную на требованиях ПС, приближенную к независимой оценку квалификации преподавателя.В структуре КОС- паспорт, включающий наименование оцениваемой квалификации,спецификацию заданий (с четкой корреляцией предмета оценки, критериев оценки и типа задания), описание условий проведения экзамена,- оценочные задания, сопровожденные критериями оценки,- правила обработки результатов экзамена. При разработке содержания КОС учитывались особенности процедуры оценки квалификации:неконкурсное оценивание (не рейтингование, а установление соответствия квалификации положениям ПС, критериально ориентированная оценка; уровень трудности и различающая способность заданий не является существенными факторами для проведения профессионального экзамена, т.к. его цель не составление рейтнига соискателей, а определение готовности каждого из соискателей к выполнению совокупности профессиональных задач, характерных для определенной квалификации, главное требование –соответствие задания предмету оценки); - деятельностный характер (через выполнение деятельности, а не рассказо ней);- отбор оптимально достаточных для оценки трудовых действий, умений(тех, которые имеют ключевой характер для реализации трудовых функций, составляющих содержание квалификации, тех, которые позволяют уверенно ответить на вопрос, готов или не готов соискатель к выполнению трудовых функций и трудовых действий);дихотомическое оценивание (квалификация либо есть, либо нет).КОС предусматривает выполнение действий в режиме «здесь и сейчас» (2 практических задания) и представление портфолио. Все задания являются обязательными. Положительное решение принимается в случае соответствия выполнения заданий установленным для них критериям. 1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВДЛЯ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ1.1. Область примененияКомплект оценочных средств предназначен для оценки квалификации «Преподаватель профессиональной образовательной организации».Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 08н.1.2. Спецификация заданий для профессионального экзамена Описание процедуры экзамена и системы оценивания Экзамен проводится в один этап и состоит из двух частей:Часть 1. Выполнение практического задания 1Общее время проведения первой части экзамена – 1,5 часа. Оборудование: персональный компьютер, подключенный к сети Интернет (по числу экзаменуемых), принтер (для распечатки подготовленных конспектов). Экзаменуемые размещаются по 1 чел. за столом. Общение между экзаменуемыми во время выполнения задания не допускается.Завершив выполнение практического задания № 1, экзаменуемый распечатывает его в 2 экземплярах. Один экземпляр сдается в комиссию для оценки по критериям. Между первой и второй частью экзамена устраивается перерыв продолжительностью не менее 1 часа, за время которого экзаменуемые осуществляют подготовку к занятию по конспекту, экзаменационная комиссия осуществляет проверку качества выполнения практического задания № 1, а также портфолио соискателя, которое является дополнительным инструментом оценки готовности к выполнению трудовых действий, входящих в состав ТФ. Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП и ТФ Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации. Часть 2. Выполнение практического задания 2Практическое задание № 2 (проведение занятия).Время выполнения задания – 70 мин. на каждого экзаменуемого;45 мин. – проведение занятия;10 мин. – подготовка к самоанализу;20 мин. – самоанализ занятия и ответы на вопросы комиссии.Оборудование: интерактивная доска, экран или проектор, подключенные к компьютеру; школьная или белая доска или доска с флипчартами, которые экзаменуемый может использовать по своему усмотрению. Экзаменуемый проводит занятие перед группой обучающихся. Контингент группы обучающихся должен соответствовать описанию, представленному в практическом задании 2. Экзаменационная комиссия не может выступать в роли «группы обучающихся», поскольку ее внимание занято наблюдением за деятельностью экзаменуемого и её оценкой в соответствии с критериями. (Могут быть уточнены требования к группе обучающихся – это волонтеры или реальные субъекты)Во время выполнения задания ведётся видеофиксация.Через 45 минут после начала выполнения задания экзаменуемый по команде экспертной комиссии (или самостоятельно) завершает ведение занятия (независимо от того, удалось ли ему уложиться в заданный срок), готовится к самоанализу проведенного занятия и затем предъявляет самоанализ занятия членам экзаменационной комиссии (устно).Вопросы, возникшие у членов комиссии по итогам выполнения всех заданий, задаются экзаменуемому на завершающей стадии экзамена.Кроме того, спорные моменты, отмеченные в ходе выполнения третьего задания, могут быть разрешены путем просмотра и анализа видеозаписи. Практическое задание № 1Трудовая функция: Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП.Трудовое действие (действия):планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО, профессионального обучения и(или) ДПП.Типовое задание: Подготовка сценария вводного занятия продолжительностью 45 мин. для группы обучающихся по курсу (дисциплине), знакомому (знакомой) экзаменуемому, включающего этап самостоятельной работы обучающихся. (необходимо конкретизировать форму представления продукта: конспект занятия; технологическая карта урока и т.д.)Условия выполнения задания1. Место (время) выполнения задания: учебный класс2. Максимальное время выполнения задания: 1,5 часа.3. Вы можете воспользоваться:персональным компьютером, подключённым к сети Интернет;принтером ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ Варианты задания формируются путем уточнения: 1) типа образовательной программы, в рамках которой реализуется курс (дисциплина), по которому (которой) должен быть разработан план-конспект учебного занятия; 2) особенностей учебной группы, для которой разрабатывается занятие.Примеры:Вариант 1. Подготовьте сценарий вводного занятия по знакомому Вам курсу (дисциплине) для группы студентов, осваивающих программу СПО на базе 11 классов. Продолжительность занятия 45 минут. На одном из этапов необходимо предусмотреть самостоятельную работу обучающихся.Вариант 2. Подготовьте сценарий вводного занятия по знакомому Вам курсу (дисциплине) для группы студентов, осваивающих программу СПО. По данным диагностики, 55% студентов группы имеют низкую мотивацию к обучению. Продолжительность занятия 45 минут. На одном из этапов необходимо предусмотреть самостоятельную работу обучающихся. Вариант 3. Подготовьте сценарий вводного занятия по знакомому Вам курсу (дисциплине) для группы взрослых слушателей, осваивающих программу переподготовки. Продолжительность занятия 45 минут. На одном из этапов необходимо предусмотреть самостоятельную работу обучающихся. Критерии оценки соответствие целей занятия системе ожидаемых результатов освоения учебного курса, дисциплины (модуля), обозначенных в программе; диагностичность целей занятия; учет в целях места и роли занятия в общей системе занятий по учебному курсу, дисциплине (модулю).соответствие сценария занятия принципам практикоориентированности; доступности (для данной категории обучающихся); обеспечения активной субъектной позиции обучающихся;соответствие содержания и организации занятия (форм организации учебной деятельности обучающихся, образовательных технологий, методов и средств обучения (включая ИКТ)) поставленным целям;соответствие содержания и организации занятия (форм организации учебной деятельности обучающихся, образовательных технологий, методов и средств обучения (включая ИКТ)) возрастным особенностям обучающихся;соответствие структуры занятия поставленным целям. Практическое задание № 2 Трудовая функция: Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП.Трудовое действие (действия): проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы; текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).Типовое задание: Проведение вводного занятия продолжительностью 45 мин. для группы обучающихся в соответствии с ранее составленным планом-конспектом с последующим самоанализом занятия.Условия выполнения задания1. Место (время) выполнения задания: учебный класс2. Максимальное время выполнения задания:подготовка – 1 час;проведение занятия – 45 мин.подготовка к самоанализу – 10 мин.самоанализ и ответы на вопросы экзаменаторов – 20 мин. 3. Вы можете воспользоваться: интерактивной доской / экраном/ проектором;доской;текстом профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (для самоанализа).Варианты задания формируются путем уточнения условий, в которых проводится занятие.Примеры: Вариант 1. Проведите занятие в соответствие с ранее составленным планом-конспектом. Продолжительность занятия 45 мин. Дополнительное условие: половину учебной группы на время Вашего занятия вызвали для прохождения собеседования с психологом. После завершения занятия проведите его самоанализ.Вариант 2. Проведите занятие в соответствие с ранее составленным планом-конспектом. Продолжительность занятия 45 мин. Дополнительное условие: Ваше занятие проходит в понедельник, первым уроком. После завершения занятия проведите его самоанализ.Вариант 3. Проведите занятие в соответствие с ранее составленным планом-конспектом. Продолжительность занятия 45 мин. Дополнительное условие: непосредственно перед Вашим занятием у группы было занятие физкультурой. После завершения занятия проведите его самоанализ. Варианты 1 и 2 могут быть дополнены вариантом для обучающихся с ОВЗКритерии оценкисоответствие структуры занятия, используемых педагогических технологий, форм и методов обучения сценарию занятия;рациональность распределения времени на различные этапы занятия;включенность всех обучающихся в работу (учебную деятельность). соответствие результатов проведения занятия поставленным целям (ожидаемым результатам). полнота, обоснованность и конструктивность самоанализа проведенного занятия. Спасибо за внимание!