Презентация Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС


Мастер-класс«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС» Автор: Бушуева Т.Б. Учитель математики МБОУ «Лицей № 2»

… Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное- отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя. Федерико Феллини Актуальность: Отличительной особенностью новых ФГОС является их ориентация на универсальные учебные действия , одним из которых является универсальные рефлексивные умения. Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности предприимчивости конкурентоспособности.
Цель рефлексииВспомнить, выявить и осознать основные Компоненты деятельности – её смысл, типы,способы, проблемы, пути их решения,Полученные результаты. Моя цельПовысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Образовательные задачи этапа рефлексии на уроке-Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоциональногосостояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.-Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Что такое рефлексияОт латинского reflexio- обращение назад;Размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов);Самоанализ (толковый словарь русского языка);Самоанализ деятельности и её результатов (с точки зрения педагогики). Классификация рефлексииПо цели – рефлексия эмоционального состояния - рефлексия деятельности - рефлексия содержания учебного материалаПо функции – физическая (успел - не успел) - сенсорная (комфортно-некомфортно) - интеллектуальная - духовная По типу урока – после усвоения ЗУН - промежуточная - контрольная - итоговаяПо содержанию – устная - письменнаяПо форме деятельности – фронтальная - индивидуальная - групповая - коллективнаяПо способам проведения – анкета, вопрос, -символ, таблица, ситуация, рисунок Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса) Вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? Что ты понял сегодня на уроке?Чего ты сегодня не понял?При выполнении каких заданий ошибся и почему?Укажи причины своих успехов и неудач?Что вам дало изучение данного понятия?Каков смысл данного урока? Вопросы, которые задают себе учитель Каковы мои главные результаты? Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал? Какие методы я применял на уроке и почему? Правильно ли я сделал выбор методов? Пока педагог задаёт себе эти вопросы – он развивается. Развитие –залог успеха. «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».Немецкий философ Г. Лессинг В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. На уроке я работал активно/пассивноСвоей работой на уроке я доволен/не доволенУрок для меня показался коротким/длиннымЗа урок я не устал/усталМое настроение стало лучше/стало хужеМатериал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен7. Домашнее задание мне легким/труднымКажется интересно/не интересно Рефлексия деятельности Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УрокЯ на урокеИтогИнтересноРаботалПонял материалСкучноОтдыхалУзнал больше, чем зналБезразличноПомогал другимНе понял Рефлексия деятельностиКак я усвоил новый материал? (1 – получил прочные знания, усвоил весь материал; 2 – усвоил материал частично; 3 –материал понял плохо)2) Как я работал? Где были допущены ошибки? (1 – со всеми заданиями справился самостоятельно, удовлетворѐн своей работой; 2– допускал ошибки; 3 – не справился с работой) Рефлексия содержания учебного материала{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗнаюПонимаюМогуумеюЯ … складывать десятичные дробиВ начале урокаЯ … складывать десятичные дробиВ конце урокаЯ … вычитать десятичные дробиВ начале урокаЯ … вычитать десятичные дробиВ конце урокаЯ … вычислять удобным способом, используя способы сложения и вычитания В начале урокаЯ … вычислять удобным способом, используя способы сложения и вычитания В конце урокаЯ … решать уравненияВ начале урокаЯ … решать уравненияВ конце урокаЯ … решать задачиВ начале урока «ИНСЁРТ » приём при работе с текстом 1 этап – индивидуально{638B1855-1B75-4FBE-930C-398BA8C253C6}"V""-""+""?"  "V" - это я знаю или думаю, что знаю" - " - я думал иначе" + " - новая информация для меня" ? " - непонятно, есть вопрос2 этап – фронтально «Плюс-минус-интересно»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}П(+)М(-)И.Х - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильныйУ - ответил по просьбе учителя, ответ правильный«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный«0» - не ответил Синквейн – это способность резюмировать информацию, излагать идеи, возникающие эмоции в нескольких словах; -это синтез коротких выражений, которые показывают суть проведенной работы.Правила написания синквейна:Название. Тема.Описание.Действие или состав.Отношение к теме.Синоним теме.


Приѐм рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:- первая строка – название темы (одно существительное);- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;четвѐртая строка – это фраза из четырѐх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. МатематикаИнтересная, труднаяУчит, развивает, заставляетУм в порядок приводит Главный предмет в школе Немецкий философ Г. Лессинг«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».
Спасибо за внимание!Спасибо за внимание!