Межпредметная связь на уроках в коррекционной школе


Межпредметная связь на уроках в коррекционной школе 8 видаМКОУ «школа – интернат№5 г.Аша»Учитель Курушкина Т.Р. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей  в некоторой степени устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся. Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Обучение этому предмету в данной школе должно носить практическую направленность и быть тесно связанным с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся. Об этом говорится и в учебной программе под редакцией В.В. Воронковой и в работах М.Н. Перовой. Практика работы в коррекционной школе показывает, что реализация общеобразовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач, поставленных учителем на уроке математики, возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами и окружающим миром. Матема-тикаТрудБиологияИЗОСБОРусский языкчтениеФиз -раГеографияИстория Знания, которые получают учащиеся на уроках математики, не могут носить характер механического заучивания и тренировок, они должны быть осознанными, мотивированными, т.е. отвечать на вопросы: «А зачем это мне нужно знать, и где я это применю на практике?» Решение этих вопросов позволит преодолеть косность мышления и стереотипность использования полученных знаний у учащихся с нарушением интеллекта. Успех в осуществлении поставленных целей во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, от целесообразности и правильности использования их учителем в учебном процессе Работая в школе учителем математики уже много лет, я использую на своих уроках знания учащихся, которые они получают на уроках естествознания, истории, географии, труда, изобразительного искусства, на занятиях социально-бытового ориентирования и, даже, их небольшой жизненный опыт. Во время устного счета, при решении арифметических задач по различным темам использую сведения о развитии промышленности, строительства, сельского хозяйства, исторические данные, числовой материал из учебников естествознания, географии, истории. Математика + Русский язык + Чтение На уроках математики учитель решает задачу развития математической речи учащихся, обогащения ее математическим словарем ( математическими терминами, выражениями). Опыт и наблюдения показывают, что точность, лаконичность математической речи положительно влияют на усвоение математических знаний, а умение описать ( рассказать) ход решения задачи, числового выражения способствуют сознательному выполнению действий. Учитель математики следит не только за правильностью решения задачи и примеров, но и за грамотностью письма, правильным стилем при построении предложений. Математика + Русский язык + Чтение - Стихи о математике ( оргмомент) - Словарная работа - Работа с алфавитом - Загадки, пословицы математического характера Математика пришла, занимай свои места. Математика сложна, но скажу с почтеньем- математика нужна всем, без исключенья. Математика + Русский язык + Чтение {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}А1Б2В3Г4Д5Е6Ё7Ж8З9И10Й11К12Л13М14Н15О16П17Р18С19Т20У21Ф22Х23Ц24Ч25Ш27Щ27Ъ28Ы29Ь30Э31Ю32Я33 Математика + Русский язык + Чтение Задания для устного счета по математике: 1) Посчитайте количество букв в алфавите. 2) Назовите букву, которая стоит между восьмой и десятой буквами. 3) Назовите букву, которая стоит по счету 16-ой. 4) Назовите 25-ую букву. 5) Назовите букву, предшествующую 17-ой. 6) Назовите букву, следующую за 11-ой. 7) Назовите соседей буквы К. Какие они по счету?  Русский + Математика + Биология{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}А1Б2В3Д4Е5И6К7Л8М9О10С11Ь122*5*8*7*1= БЕЛКА8*6*11*1= ЛИСА3*10*8*7= ВОЛК9*5*4*3*5*4*12= МЕДВЕДЬ Математика + ПриродоведениеМежпредметные связи, например, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. На уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке окружающего мира «Осень пришла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: «В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?». Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения. Математика + ГеографияОбразовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями. При изучении темы «План местности и географическая карта» учащиеся используют такие математические понятия, как угол, градусная мера углов, окружность, длина окружности, дробь, единицы длины; масштаб, виды масштабов; умение определять расстояния по плану и карте.  Математика + ИЗОВ процессе обучения математики и ИЗО в школе ставятся задачи развития пространственных представлений и пространственного воображения учащихся, развитие глазомера, формирование представлений о геометрических формах и размерах предметов.Учащиеся учатся узнавать, выделять знакомые геометрические фигуры в окружающих предметах или предметах, которые рисуют. - Рисование цветка из цифр. - Рисование животных и птиц из цифр.  - Графические диктанты- - выполнение геометрического орнамента Математика + физкультураНа уроках физкультуры учащиеся закрепляют знания о величинах (длине, массе).Величина находит здесь свое конкретное выражение особенно тогда, когда нужно пройти на лыжах, пробежать, проплыть то или иное расстояние, прыгнуть, преодолев определенную высоту или длину. Уроки физкультуры позволяют практически ощутить, осознать взаимозависимость между временем, расстоянием и скоростью, о которых они узнают на уроках математики. Математика + ТрудПедагогические и психологические исследования показывают, что умственно отсталые школьники, даже обладая знаниями, не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач, у них не возникает ассоциаций между определенными математическими знаниями, закономерностями и теми жизненными явлениями с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций. Следовательно, задача и учителя математики и учителя труда – создавать такие ситуации, в которых бы эти ассоциативные связи возникали. Процесс обучения математики следует строить так, чтобы знания, полученные на уроках труда, а так же трудовой опыт учащихся использовались на уроках математики, повышали интерес учащихся к изучению этого предмета, показывали жизненную необходимость математических знаний. Математика + СБОИнтегрированный урок СБО – математики: «Считаем вместе и правильно» Интеграция с предметом: применение математических знаний в практических целях. Задачи: научить снимать показания с электросчётчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанцию об оплате электроэнергии; развивать  психические  процессы: речь, внимание, память; расширять кругозор; воспитывать учебную мотивацию, показать необходимость экономии электроэнергии.  Математика + СБОМы повторим выполнение арифметических действий с целыми и дробными числами и рассмотрим, как эти умения и навыки можно применить в практических целях на уроках СБО. А начнём мы с правила сравнения десятичных дробей. На доске вы видите лампочки,  на которых написаны десятичные дроби и по одной букве, составив эти дроби в порядке возрастания, вы прочитаете тему урока по СБО, которую  будете  изучать сегодня на уроке. Дидактические требования к межпредметному урокуМежпредметный урок должен иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других источников.  На межпредметном уроке должна быть обеспечена высокая активность учащихся по применению знаний из других предметов. Межпредметный урок должен вызвать положительное отношение учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов.  Спасибо за внимание