Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка. «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…» Буддийская притча. Работа со словарными словами. варежкикостюмкосынкапальтопиджакодежда Определение на слух орфограммы. Задача учителя - научить видеть орфограмму. Этому помогает следующий методический приём: «поставь диагноз». Во время устной разминки учитель читает слова, а дети должны определить как можно больше орфограмм. Орфографическое решение задач. Шесть этапов решения орфографической задачи: увидеть орфограмму в слове; определить её вид; определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи; решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму; написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку. М.Р.Львов. Алгоритмы к орфограммам. Рифмованные упражнения. Если члены-близнецы появляются,На один вопрос все хором откликаются,-Однородными они называются,Запятой друг от друга отделяются. Как узнать мне, что писать. Звуки речи иногда Как-то плохо слышатся: Вижу «о», а слышу а – Не поймёшь, что пишется. Слышу и, а в книжке «е» - Не совсем понятно. Но ведь грамотными стать Нужно и приятно! Чтобы в школе день за днём Были мы счастливые, Собирайтесь поскорей, «Родственники болтливые!» Разведи по значению и написанию (работа с омонимами). св.ла зап.вать Работа со словарями. При выполнении домашнего задания (морфемный разбор) дети работают с словообразовательными словарями. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Показ неправильного письма (какография). Много споров вызывает приём неправильного письма. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. К. Д. Ушинский утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением». Графические диктанты. Графические диктанты помогают повысить пунктуационную грамотность учащихся. При выполнении этого задания ученики вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания. Творческое задание: «Верни со знаком». Упражнения в конструировании своих предложений, словосочетаний помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения, обращениями, вводными словами, преобразуют простые предложения в сложные. Комментированное письмо. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. Всем спасибо!