Презентация по философии на тему: Человек как предмет философского анализа
Человек как предмет философского анализа
Вопросы:Философская антропология.Теории происхождения человекаЧеловек в мире культуры. Индивид, индивидуальность, личность. Смысл жизни человека.
1. Философская антропология Философия выражает отношение человека к мируЧеловек – смысловой центр философской системыЧто такое Человек?Субъект и объект познанияПостижение непостижимого
Античная философияКосмоцентричный человекГармония тела и душиМир идей Мир вещей
Средневековая философияТеоцентризмЧеловек не верит в себя, он верит в БогаЗнание – через Откровение, через веруПрирода человека греховна Град БожийГрад Земной
Философия Нового времениАнтропоцентризм – вера в человека. РефлексияРазумные законыДуша – сознание, мышлениеМеханицизм:Организм как механизмОбщественно-предметный мир
Что такое Человек?Разумное животноеПолитическое животноеМашинаВенец природыОшибка природыСамосознающее существоМоральное существоСвободное существо
2. Теории происхождения человека
Теологическая концепция: весь мир и человек созданы Богом - КреационизмЕстественное происхождение - Антропосоциогенез: человек появился в результате эволюционного развитияКосмическая теория возникновения человека: как вмешательство инопланетного разума
1. Креационизмосновные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как созданные Творцом или Богом.История сотворения мира изложена в Ветхом Завете - центральный догмат веры иудаизма и христианства. Главным рассказом о сотворении мира является первая книга Библии - Бытие.Бог сотворил первичную материю из Ничего, а затем сотворил мир из Первоматерии. Связующим звеном между Богом и миром является Логос - слово Божье, наделенное самостоятельным существованием. Логос содержит в себе мир вечных идей -первообразов, оказываясь синонимом Премудрости Божьей.
Сотворение мира«На первый день Бог создал свет и отделил его от тьмы; на второй день - создал твердь и воду, на третий - сушу и растения, на четвёртый - небесные светила, на пятый - птиц, рыб и пресмыкающихся, наконец, на шестой - животных и человека». Хаос сменился космическим порядком«И увидел Бог, что это хорошо».Человек сотворен по образу и подобию Бога. Сотворил Еву из ребра АдамаЗатем Бог создал райский сад и два дерева в нём: Древо жизни и Древо познания добра и зла Создал первую данную человеку заповедь - не вкушать плодов от древа познания добра и зла
Альтернативные концепции:Панспермия - гипотеза о появлении жизни на Земле в результате занесения из космического пространства так называемых «зародышей жизни» - Герман Эбергард Рихтер (1865 г.)Инопланетное вмешательство - существование разумных существ на других планетах - философы и ученые эпохи Возрождения Н.Кузанский, Джамбатиста Бенедетти, Джордано Бруно.Если возникновение жизни, а затем и разумной жизни - естественный процесс, то подобное могло произойти и в любом другом месте, где есть подходящие условия.
2. Естественное происхождение Человек продукт эволюции неживого, затем живого веществаТеория самозарождения жизни - от священного растения или животного к человеку - АбиогенезВ настоящее время общепризнано, что возникновение живого вещества из неживого практически невозможно в современных природных условиях (Франческо Реди, 17 в.)Фалес, Анаксимандр, Эмпедокл, Аристотель, Парацельс
ЭволюционизмЭволюционное учение и эволюционистика - система идей и концепций, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции Вселенной. Чарльз Дарвин (1809 - 1882) «О происхождении видов» - в 1859 г.Гоминиды, 3,5 млн. лет эволюцииАнтропосоциогенезКреационизм – ложная теория
Антропогенез часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного Австралопитек – Человек умелый (Homo habilis) – Человек прямоходящий (Homo erectus) – Питекантроп – Неандерталец – Кроманьонец - Человек разумный (Homo sapiens) - НеоантропHomo habilis
Социал-дарвинизмФ.Энгельс (1820-1895 гг.)Трудовая гипотеза«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» - основные элементы становления человека и человечества
возникновение жизниГипотеза стационарного состояния жизни - Земля никогда не возникала, а существовала вечно, способна поддерживать жизнь, изменялась незначительно. Виды также не возникали, они существовали всегдаГипотеза самозарождения - была распространена в Др. Китае, Вавилоне и Др. Египте (альтернатива креационизму). Др. Греция – Аристотель. Определённые «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при опред. условиях может создать живой организм.Гипотеза «первичного бульона» : Биолог Александр Иванович Опарин (в 1924 г.) Теория о возникновении жизни через превращение в ходе химической эволюции.Первичный бульон предположительно существовал в мелких водоёмах Земли 4 млрд. лет назад. Он состоял из аминокислот и образовался под воздействием электрических разрядов, высокой температуры и космического излучения.
Глобальный эволюционизм. Учение о Ноосфере. Представители: П. Тейяр де Шарден (1881 – 1955), В.И. Вернадский (1863 - 1945) Эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается. «пласты ноосферы» Концентрация мышления связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Следующий шаг - присоединение её к другому мыслительному центру, сверх-интеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе - сфера Духа.В.И. Вернадский
3. Человек в мире культурыАнтропология – учение о человекаXVIII в. – Г. Лейбниц, И.Кант, Л.Фейербах и др.Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия, занимающий специфическое положение в космосе. Исторически первая форма представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
XX в. – Макс Шелер (1874 – 1928 гг.) «Положение человека в Космосе» (1928) Хельмут Плеснер (1892 – 1985 гг.)«Ступени органического и человек» (1928)Арнольд Гелен (1904 – 1976 гг.)«Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956). «Человек метафизический» Макс Шелер
Вопрос о соотношении биологического и социального в человекеБиологизаторская позиция – объяснение человека, исходя из его естественного, биологического началаТ. Мальтус: «Общественная жизнь – арена борьбы людей за существование»Чарльз Дарвин, Конрад Лоренц, Зигмунд Фрейд, А. Гелен: Граница жизни у животных – среда обитания, а у человека - культура
А. Гелен, описывая человека при помощи метафоры И.-Г. Гердера «человека ущербного» (человечество проходит те же стадии, что и отдельный индивид), задается вопросом: как вообще такое существо как человек способно выжить? Человек (в отличие от животного) не может выжить в природной среде, у него редуцированы инстинкты. Он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»).Из этого недостатка Гелен выводит все феномены человеческого существования: «Избыточная нагрузка» вызывает к необходимости «психологическую разгрузку». Эту задачу выполняют социальные институты, обеспечивающие выживание человека. Человек - действующее существо, активно формирующее свою среду обитания. В этой активности человек и создает культуру, как средство собственного выживания.
2. Социологизаторская позиция Человек – существо, определяемое культурой. Он – ее создатель и ее создание.Карл Маркс «Тезисы о Фейербахе»: Каково общество – таков и человек. Чтобы изменить человека, необходимо изменить систему общественных отношений.Эрнест Кассирер (1874 – 1945 гг.): Человек живет в символическом мире, во Вселенной Культуры. Культура – совокупность символов. Без них жизнь человека была бы ограничена его биологическими потребностями и практическими интересами.«Человек символический»
А.Белый (1880 - 1934): Культура – деятельность сохранения и роста жизненных сил личности через развитие этих сил в творческом преобразовании действительностиН.Бердяев (1874 - 1948): Человек включает в себя все силы мира через присутствие в нем Божественного.С.Франк (1877 - 1950): При диалоге с миром человек открывает в себе нечто — то, что можно назвать «ты». Но есть и иное - то, что мы называем «мы». При этом, Франк негативно относился к коллективизму, который давит личность. Всякий диктат противоречит свободе, а божественное единство не может существовать без свободы, оно свободно. Л. Карсавин (1882 - 1952) Развивал своеобразную версию «философии всеединства» применительно к проблеме личности. Холизм – примат целого над частями.Н. Лосский (1870 - 1965) Эволюционный процесс развития личности – это переход от воплощения образа Божия – к подобию Божиему, ступень на пути к царству Божиему.
Свобода волиНеотъемлемая черта личности, беспрепятственное внутреннее самоопределение личности в выполнении своих целей и задачВоля – это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность. Воля противоположна импульсным стремлениям и влечениям, а также в ряде ситуаций и потребностям человека.
ЭкзистенциализмЖан-Поль Сартр ( 1905 - 1980)Нет иного творца человека, кроме самого человека. Он сам творит себя. Постоянно.«Человек – это существо, устремленное в будущее»Экзистенция (существование) – способ бытия человеческой личностиЧеловек в своем развитии является и субъектом и объектом одновременноПроблема смысла жизни
4. Индивид, индивидуальность, личностьСовременный человек, благодаря различным формам отчуждения – политическим, экономическим, социальным, нравственным, научным – утратил связь и единство с природой.
Индивидотдельно взятый человек.Понятие «индивид» означает единичного человека, характеристика которого безликость – это всегда один из многих. Это понятие указывает определенность родовой принадлежности человека: всякий Homo sapiens есть индивид.
Индивидуальностьпонятие, характеризующее своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств человека. Это особенное, неповторимое в индивиде. В формировании индивидуальности значительная роль принадлежит наследственным факторам и неповторимому природному развитию человекановорожденный уже индивидуальность: уникальный и неповторимый человек (личная уникальность и биопсихологическая неповторимость). Понятие «индивидуальность» характеризует неповторимость, самобытность и незаменимость человека.
Личностьсоциально одаренная индивидуальность. Это то, что характеризует человека среди себе подобных в плане социально-выработанных свойств и качеств. В этом смысле понятие «личность» противоположно понятию «индивид».Личность реализует себя в различных видах социального общения и в деятельности. Личность здесь – сумма поступков. Личность формируется в деятельности, общении, требующих постоянной самооценки.
СоциализацияЛичность всегда формируется в обществе, является активным субъектом обществаЛичность - объект деятельности, совокупность общественных функций в нем. Становление личности, ее признание обществом происходит в процессе социализации
СоциализацияСоциализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом.В социализации заметное место занимает воспитание - намеренное формирование личности. Сознание управляет освоением ценностей, формируется самосознающий разум.Социализация охватывает весь жизненный путь личности
Фазы социализацииСоциальная адаптацияХарактеризуется приспособлением человека к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, общественным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Интериоризация Характеризуется процессом включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, освоением им ценностей социума. Социализация и потребность избежать одиночества сопровождают жизненный путь личности на уровне исторического и индивидуального развития.
5. Проблема Смысла жизни человекаПонимание смысла человеческого существования - важное основание гармонизации человека, окружающей его природы, рода человеческого в целостности во Вселенной, а следовательно и самой жизни на планете. Смысл жизни - отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе
Подходы к решению проблемы смысла жизни:Жизнь бессмысленнаСмысл присущ жизни изначальноСмысл за пределами жизниСмысл задается самим человекомЧеловек – единственное в мире существо, которое осознает собственную жизнь.А.Камю: «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?»
1. Жизнь бессмысленнаАртур Шопенгауэр (1788 - 1860)«Мир как воля и представление»Жизнь – это цепь страданий и горестей человека, которая ведет его к отрицанию цели, ценности и смысла жизни.Этот мир ничто иное, как арена замученных и запуганных существ, которые живут лишь благодаря тому, что одно существо истребляет другое, а самосохранение - цепь мучительных смертей.
2. Смысл присущ жизни изначальноРусская религиозная философия Всеединство - смысла жизни человека связан с идеей Бога«Жизнь вне царства Божьего есть результат неверного использования свободы воли»Владимир Соловьев
3. Смысл жизни - за пределами жизни (в будущем)Человек переустраивает жизнь основываясь на принципах справедливости и добраПрогрессивное развитие предполагает цель, а цель придает смысл жизни человекаКаждое поколение людей – средство для достижения цели в будущемФридрих Ницше (1844 - 1900)Бог умер, на его место придет Сверхчеловек
4. Смысл задается самим человекомВиктор Франкл (1905 - 1997)«Человек в поисках смысла»Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден!Универсальность смысла жизни состоит в воплощении высшей человечности: любви, красоты, сострадания, добра и мудростиТолько в общении с другими людьми, в заботе о ближнем человек обретает смысл своего существования!
Трактовки смысла жизни в философии В течение жизни человек может избирать и реализовывать содержание различных ценностей, которым подчиняет свою жизнь. Разнообразие трактовок смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия в основных концепциях смысла жизни: Гедонизм Эвдемонизм Утилитаризм (прагматизм) Аскетизм Этика долга
ГедонизмЖизнь– как наслаждение (Эпикур). Гедонизм обосновывает моральные требования, согласно которым добро определяется как избавление от страданий, как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечет за собой страдания. Это учение развивает представление о наслаждении, как движущем начале человеческого бытия.
Эвдемонизм близок гедонизму в этике. связываетсмысл жизни со стремлением к счастью как подлинному назначению человека счастье человека - конечная цель всякого общества и всякой полезной деятельности людей. Представители: Аристотель, Гельвеций, Дидро
Утилитаризм этическая концепциясмысл жизни - извлечение пользы: «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей». Перенесение принципа пользы в теорию познания способствовало появлению прагматизма. Прагматизм определяет смысл жизни практической полезностью действия: цель жизни оправдывает средства достижения цели. Представители: И.Бентам, Д.-Ст. Миль, Д. Дьюи
Аскетизмопределяет смысл жизни в связи с ее предельной простой телесной и духовной жизнью. В древней Греции аскетизм называли «упражнением в добродетели». воздержанность в удовлетворении потребностей, вплоть до отказа от земных благ в целях достижения религиозного (христианские аскеты) или светского идеала (нигилизм).
Этика долга учение, усматривающее смысл жизни в альтруизме, самопожертвовании ради служения идеалу; формирует моральное обоснование жизнедеятельности, творческого существования «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;Представители: И.Кант и др.
Задание для самостоятельной работы:Диоген Синопский, на определение Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», общипал курицу и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями». Что такое человек? Сформулируйте свое определение!Спасибо за внимание!
Задание для самостоятельной работы:Я устал, надоели дети,Бабы, водка и пироги.Что же держит меня на свете?Чувство юмора и долги.И. ГуберманПредложите ваш вариант смысла жизни ...