Презентация по философии на тему Человек как объект философского анализа
Теоретическое занятие(лекция)Тема: «Человек, как объект философского анализа» Подготовил преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин Астапеева Е.В.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:1. Философская антропология2. Проблема человека в историко-философском контексте3. Концепции человека о его сущности и природе4. Биологическое и социальное в человеке5. Человек, индивид, личность6. Смысл жизни, смерть и бессмертие
«Человек есть тайнаЕё надо разгадать,И ежели будешь разгадывать всю жизньТо не говори, что потерял время»Ф.М. Достоевский
История РелигияФизиологияСоциологияПсихологияБиологияАнтропологияЭкономикаФилософияГенетикаМедицинаФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - философское учение о природе и сущности человека, объединяющее данные разных наук:
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МНОГОАСПЕКТНА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:соотношение телесного и духовного, биологического и социального в человеке;смысл человеческого бытия;проблему свободы и самореализации;проблему стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности.
Проблема человека в историко-философском контексте Философская мысль Древнего Востока (XV в. до н.э. – VII в. н.э.):Гилозоизм (от греч. «материя» и «жизнь») – представление о том, что вся материя является одушевленной;Анимизм (от лат. animus – «душа» и «дух») – вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы;Анропоморфизм (от греч. «человек» и «вид») – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий;Рассмотрение человека, как творение Богов.
Философия античности (VI в. До н.э. – VII в. Н.э.)Сформировала основные параметры философской антропологии, человек был обозначен, как предмет философского осмысления и определял его существенные характеристики:ПриродностьРазумностьСоциальность
Античные философы рассматривают человека с разных позиций:НатуралистическаяКосмоцентристскаяЛогоцентристскаяСоциоцентристская
Натуралистическая позиция(первые наивно- материалистические идеи)«Люди произошли от рыб» Фалес«Человек произошёл от животного, а животные произошли от влаги». Анаксимандр
Космоцентристская позиция«Человек есть микрокосм (малый мир), подобный макрокосму (Вселенной)»Демокрит
Логоцентристская позиция«Человек есть мера всех вещей» ПротагорСократ и Платон видели сущность человека в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Человек дуалистичен: душа бессмертна, тело смертно.
Социоцентристская позиция«Человек по природе существо общественное»;«Человек- это политическое животное, главное качество, отличающее человека от других живых существ – разум, способность мыслить». Аристотель
Средневековая философия (VI-XIV вв.)В основе человекознания лежали теоцентристские (религиозные) установки:происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. тело (природное) и душа (духовное) противопоставляются друг другу.Августин Аврелий Блаженный Фома Аквинский
Философия эпохи возрождения (XIV-XVI вв.)Гуманистические концепции человекаЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИАЛЬБРЕХТ ДЮРЕРотрицается греховность человека; утверждается самоценность человека, его право на счастье, свободу, жизнь; в центре мироздания и философии стоит человек, а не Бог.РАФАЭЛЬ САНТИМИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
Философия Нового и Новейшего времени (XVII-XX вв.)Рационалистические концепции (от лат. ratio - разум) "Человека делает человеком ум, способность мыслить!»Р. Декарт Т. Гоббс
Натуралистические и механистические концепции (Г. Лейбниц, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель) наряду с сознанием большая роль отводится самосознанию; человек - природное устройство, способное чувствовать, мыслить и действовать.И.Кант Г.В.Ф. Гегель Г.Лейбниц
Социологизаторские концепцииСоциологизм И. Г. Фихте Обоснование приоритета социальной стороны человеческого бытия
Марксистская философско-антропологическая концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов)Человек рассматривается в русле диалектико-материалистического подхода в неразрывной связи с природой и социальной средой (человек - существо общественное)К. Маркс Ф. Энгельс Г. В. Плеханов
Философско-антропологический иррационализм А. Шопенгауэра«Природа и сущность человека определяются его психикой, эмоциями, инстинктами, рефлексами и другими бессознательными факторами».
Философия жизни Ф. Ницше«Основу жизни составляет не Мировая воля, а воля к власти»;«Идеал великой личности – «сверхчеловек», неподвластный моральным нормам».
Русская философия XIV-XV вв. – религиозная трактовка человека (Нил Сорский)XVIII в. - рационалистические трактовки человека (западники А. И. Герцен, М. А. Бакунин)
Материалистическая трактовка человекаВ. Г. Белинский Н. Г. Чернышевский
Идеалистически-религиозная трактовка человека В.С.соловьева«Человек-это связующее звено между божественным и природным мирами. По природе человек погружен в мир зла и страданий; как духовное существо, человек на основе любви к Богу, преодолевает зло»
иррационалистическая установка (Ф. М. Достоевский) «Человек недоступен рациональному объяснению, он – тайна»АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н. А. БЕРДЯЕВА«Человек - существо свободное, созданное Богом, цель человека – творение»
Концепции человека о его сущности и природеОбъективистская: человек - продукт и носитель внешних объективных условий его существовании;Субъективистская: человек-это ,прежде всего, его внутренний, духовный мир;Диалектико-материалистическая: человек есть неразрывное единство телесного, духовного и социального; продукт и творец общественных отношений; биопсихосоциальное существо.
Человек как биосоциальное существоБиологические факторы: гены, морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организмаСоциальные факторы: бытие человека в социуме
Человек - представитель Ноmo-sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексами, речью, способностью создавать орудия труда;Индивид - отдельный представитель человеческого рода;Индивидуальность - уникальность, неповторимость, своеобразие интеллектуальных, эмоциональность и духовных и физических черт человека;Личность – динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных, морально-нравственных и волевых качеств человека.
Каждый человек должен самостоятельно искать для себя смысл жизни и никому другому поручить это дело нельзя;Каждый человек, как личность, должен сделать свою жизнь осмысленной, целеполагательной, морально-нравственной и одухотворенной;Любовь к людям, бережное отношение к жизни – источники смысла жизни.ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ