Презентация Система работы учителя по формированию здорового образа жизни
«Система работы учителя по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни». .
Нормативно – правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:Закон Российской Федерации «Об образовании»;Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.10 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г. № 19993) (Вводятся в действие с 01.09.2011г.);Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 409/13-13 от 20.04.2001);Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ И НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).Концепция УМК «Школа 2100».
Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. Необходимо еще в начальном звене научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность, дарованную нам. Эта задача включает в себя формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культуры и осуществляется через внедрение здоровье-сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.
Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.Факторы, влияющие на состояние здоровья – нашего и наших учеников. наследственность (генетические факторы) – 15-20%воздействие природной среды (экологические факторы) – 10-15%воздействие социальной среды – 15-20%уровень медицинской помощи (эффективность работы системы здравоохранения) – 10-15%образ жизни человека, характер его ведущей деятельности – до 50%.
Приоритетные направления деятельности 1. Учебно-воспитательная работа Научно-обоснованная, строго-регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в целом. 2. Диагностическая работа Комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся, изучение изменения работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания. 3. Профилактическая и коррекционная работа. Предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса. 4. Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа Внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, внедрение в учебный процесс новых авторских учебных программ, методик и методов обучения. 5. Информационно-просветительская работа Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
В 1 классе Безоценочная системаАдаптационный период первое полугодиеУроки по 35 минутДинамическая пауза на свежем воздухеНе задаётся домашнее заданиеДополнительные каникулы Ступенчатое наращивание нагрузки
Динамика работоспособности в течение урока.Первые 3-5 мин любого урока занимает врабатывание, т.е. привыкание к учителю и предмету.Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 мин для младших школьников, 20-25 — для среднего звена, 25-30 мин — для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает переутомление, или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, еще больше снижается интерес к происходящему в классе..Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут
Учитель соблюдает:гигиенические условия в классе: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, соответствие мебели и наглядных пособий санитарным требованиям и нормам. Отмечу, что утомляемость школьников в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Пальчиковая гимнастикаИммануил Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Что он хотел сказать этим? То, что все глубинные психологические движения, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук, развивают речь, мышление ребёнка, в то же время, способствуя развитию самой кисти и пальцев рук, а это значит, что дети быстрее обучатся навыкам письма, научатся каллиграфически правильно писать. Упражнения для кистей рук способствуют оздоровлению всего организма. Их можно проводить с использованием разных предметов, таких как грецкие орехи, деревянные палочки, мячики. Эти упражнения снижают психическое напряжение, снимают утомляемость.
Оценка своего здоровья ученикамиПоказатели4а1. Пропускаешь ли ты занятия по болезни?частоНет иногда21082. Делаешь ли ты утром зарядку?Да нетиногда10373. Регулярно ли ты посещаешь уроки физкультуры?ДаНетиногда16134. Занимаешься на уроках физкультурыС полной отдачейБез желанияЛишь бы не ругали16135. Занимаешься ли ты спортом?систематическиНетНе систематически10826. Проводятся ли на уроках физические паузы?ДаНетИногда18-2
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье Берегите себя!