Презентация Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся (I ступень обучения)
Автор: Степанькова М.В.учитель начальных классовпервой квалификационной категорииТехнология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся (I ступень обучения)
В связи с модернизацией начального общего образования и необходимостью реализации модели личностно-ориентированного обучения младших школьников остро стала проблема развития творческих способностей у обучающихся и их познавательных процессов Актуальность
Появляется необходимость использования в учебномпроцессе новых образовательных технологий, предполагающих развитие творческих способностей у обучающихся. Одной из таких технологийявляется проблемно - диалогическое обучение.Проблема
Цель: изучить значимость технологии проблемно – диалогического обучения на уроках русского языка как средство развития творческих способностей обучающихсяЗадачи: 1.Проанализировать научно-методологическую основу технологии проблемного -диалогического обучения.2. Изучить практический опыт использования технологии проблемно – диалогической обучения на уроках русского языка3.Выявить методы создания системы проблемных диалогов в обучении младших школьников и их эффективность.
На смену монологу приходит Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.Монолог Диалог
а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми (категоричность учителя, отсутствие внимания к ребенку, закрытые вопросы, неумение учителя слушать); б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога Необходимые условия организации учебного диалога
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога.
Побуждающий диалог развивает речь и творческие способностиПодводящий диалог развивает речь обучающихся и логическое мышлениеДиалогические методы
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности обучающихся
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление обучающихся
Побуждающий от проблемной ситуации диалогПодводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом. МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог1) создание проблемной ситуации;2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;3) побуждение к формулированию учебной проблемы;4) принятия предлагаемых обучающимися формулировок учебной проблемы.Методы постановки учебной проблемы
«с удивлением»Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения обучающихся, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.Приём 3. Между житейским представлением обучающихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление обучающегося вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.Приёмы создания проблемной ситуации
«с затруднением»Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.Приёмы создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречияВы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько?Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока? Система вопросов для побуждающего диалога:
Система вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы уч-ся. Подводящий к теме диалог
Методы постановки учебной проблемы
Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов:1) «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока;2) «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждогоСообщение темы с мотивирующим приемом
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Побуждающий к гипотезам диалог является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:1) побуждение к выдвижению гипотез;2) принятие выдвигаемых учениками гипотез;3) побуждения к проверке гипотез;4) принятие предлагаемых учениками проверок.Технологии поиска решения учебной проблемы
Подводящий к знанию диалог не требует выдвижения и проверки гипотез; он представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания
НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); 2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); З. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений). При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;общепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступениТехнология проблемно-диалогического обучения является: