презентация внеурочная деятельность по физике Тема «Путешествие в волшебный мир физики». (8 -12 лет)
Тема «Путешествие в волшебный мир физики».Подготовили работу:учащиеся 2 классаруководитель:Кармашова Валентина Николаевна,учитель начальных классовМКОУ «Ульдючинская сельская национальная гимназия имени О.Д. Мукаевой» Районный конкурс проектных и исследовательских работ по математике, физике, информатике образовательных учреждений Приютненского районаИсследовательский проектСекция: физика2014 – 2015 уч. год.
Содержание.I.Введение. II. Путешествие в волшебный мир физики.Опыт 1. Водяной холм Опыт 2. Как задуть свечу через препятствие Опыт 3. Удар по шашкам Опыт 4. Огнеустойчивый воздушный шарик Опыт 5. Диск на воздушной подушке Опыт 6. Непокорный волчок Опыт 7. Переливание воды с помощью воздуха Опыт 8. Электрическая пляска III. Вывод. VI. Литература.
Введение Физика — самая понятная из естественных наук. Кто с этим поспорит? Куда легче предсказать движение летящего вниз шара, чем результат сложного химического эксперимента или найти решение биологической загадки. Физические явления окружают нас повсюду, их законы часто понятны и не требуют дополнительного разъяснения. Однако физика — вовсе не скучная наука, как может показаться на первый взгляд! Для выполнения практически всех опытов, понадобятся самые обыкновенные предметы: диски, шарики воздушные, бумажные стаканчики и пластмассовые трубочки. Мы научились задувать свечу через препятствие.Мы начнем путешествие в волшебный мир физики. Удачи!
Опыт 1: Водяной холм.Что потребуется:горстка мелких монет или булавок;стеклянный стакан, вода.Возраст: 8 лет.Время: 15 минут.Сложность: ОПЫТ можно выполнять самостоятельно.Опыт.ДЛЯ начала наполним стакан водой. Стакан полон, но никакой горки нет. Чтобы она была, пригодятся мелкие монеты или горстка булавок. Для этого начну опускать монеты — очень осторожно, одну за другой — ребром в центр наполненного до краёв стакана. Наблюдаю за тем, как растёт горка из воды. Опускаю монеты до тех пор, пока жидкость не перельется через край.Вывод
Опыт 2. Как задуть свечу через препятствие.Что потребуется.свечи; спички и зажигалка; прямоугольная и округлая форма предметов.Возраст: 8 летВремя: 7 минСложность: опыт можно выполнять самостоятельно.ОпытЗажег свечу. Убедился, что её можно задуть. Для этого расположу свечу на столе таким образом, чтобы между ней и моими губами не было никаких преград. Погашу свечу, дунув. Теперь помещу перед горящей свечой прямоугольный предмет и попытаемся задуть пламя. Повторю опыт, но на этот раз заменю прямоугольный предмет на округлый. Попытаюсь задуть свечу. Что у меня получилось?Вывод
Опыт 3. Удар по шашкам.Что потребуется:- набор шашек; деревянная линейка.Возраст: 8 лет.Время: 10 минут.Сложность: опыт можно выполнять самостоятельно.Опыт.Расположи восемь шашек в прямой ряд, чтобы они примыкали друг к другу вплотную. Слегка придерживая пальцем крайнюю шашку, ударь по её ребру деревянной линейкой. Наблюдай за тем, что происходит с остальными шашками.Результат.Стоит тебе ударить по ребру шашки, как на другом конце ряда отлета- его крайняя шашка, будто ты ударил по ней. Удар словно пронёсся сквозь цепь. Однако все промежуточные шашки при этом остались на своих местах. Почему так получилось?Вывод
Опыт 4. Огнеустойчивый воздушный шарик.Что потребуется:воздушный шарик; свеча; спички или зажигалка; вода. Возраст: 9 летВремя: 15 минут.Сложность: ОПЫТ необходимо выполнять только с родителями.ОпытНалей в воздушный шарик столько воды, чтобы по размеру он напоминал большой грейпфрут. Завяжи конец шарика в узел, чтобы из него не могла просочиться ни одна капля воды. Зажги свечу и приступай к главному этапу эксперимента. Возьми шарик за узел в правую руку и поднеси его к пламени. Подержи его над огнём несколько секунд, а затем убери. Повтори несколько раз. Не забудь потушить свечу, когда закончишь эксперимент.РезультатШарик действительно кажется огнеустойчивым! Что за волшебство? Почему он не лопнул?Вывод
Опыт 5. Диск на воздушной подушке.Что потребуется: старый диск (CD или DVD); крышка-дозатор от бутылки из-под моющего средства; суперклей; воздушный шарик. Возраст: 8 лет. Время: 25 минут.СЛОЖНОСТЬ: опыт можно выполнять самостоятельно.ОПЫТ: Надуй воздушный шарик, его конец обмотай вокруг указательного пальца таким образом, чтобы воздух не выходил наружу. Надень шарик на крышку-дозатор, приклеенную к диску. Он должен плотно её обхватить.Убедись в том, что крышка-дозатор закрыта. Приклей её к диску так, чтобы она полностью закрыла отверстие в его центре. Подожди 20 минут — клей должен высохнуть, чтобы детали скрепились как следует. Твоя миниатюрная тарелка на воздушной подушке готова! Всё, что осталось сделать, — это поместить прибор на плоскую поверхность, например, пол, покрытый ламинатом, или стеклянную столешницу, и открыть крышку-дозатор. Наблюдай за тем, как движется твоя новая игрушка начала движение. Она будет скользить по плоской поверхности до тех пор, пока из шарика не выйдет весь воздух. Чтобы заставить её двигаться снова, закрой крышку-дозатор, сними шарик и повтори всё заново. В чём секрет этого опыта?Вывод
Опыт 6. Непокорный волчок Что потребуется: металлическая консервная банка; толстый гвоздь, магнит.Возраст: 9 лет. Время: 20 минут. СЛОЖНОСТЬ: опыт можно выполнять самостоятельно.Опыт Для проведения эксперимента понадобится крышка от консервной банки. Для начала убедись, что банка действительно притягивается магнитом. Из крышки сделай волчок. Для этого отдели крышку от банки, проткни её посередине толстым гвоздём, который будет служить осью волчка.Проверь, притягивается ли такой металлический волчок магнитом. Теперь раскрути игрушку и снова поднеси к ней магнит. Наблюдай за тем, как ведёт себя волчок.Результат. Как и следовало ожидать, волчок, сделанный из крышки консервной банки, притягивается магнитом. Однако он ведёт себя совершенно иначе во время движения. По необъяснимым причинам волчок начинает отталкиваться от магнита. В чём разгадка такого необычного поведения игрушки?Вывод
Опыт 7. Переливание воды с помощью воздуха.Что потребуется:банка с водой; пустая миска; гибкий резиновый шланг.Возраст: 8 лет.Время: 20 минут. СЛОЖНОСТЬ: ОПЫТ можно выполнять самостоятельно.Опыт Для того, чтобы перелить жидкость из одного сосуда в другой, размести ёмкости так, чтобы они были расположены не на одной горизонтальной плоскости. То есть банка, из которой нужно перелить, должна стоять выше пустой миски. Далее воспользуйся резиновым шлангом. Наполни его водой, погрузи концы в верхний и нижний сосуды. Наблюдай за тем, как ведёт себя жидкость.Результат После погружения шланга в сосуды вода начнёт переливаться из верхнего сосуда в нижний. Почему так происходит?Вывод
Опыт 8. Электрическая пляска.Что потребуется: лист тонкой бумаги; ножницы; кусок обыкновенного оконного стекла; толстые книги.Возраст: 8 лет.Время: 10 минут. Сложность- опыт можно выполнять самостоятельно.Опыт. Из листа тонкой бумаги вырежим небольшие человеческие фигурки высотой около 2 сантиметров. Положим кусок обыкновенного оконного стекла на книги. Расстояние между прозрачной поверхностью и столом должно быть около 4 сантиметров. Положим вырезанных человечков под стекло. Начнем натирать прозрачную поверхность тряпкой. Наблюдаем за тем, как ведёт себя бумажный народец.Вывод
Вывод.Объём монеты или булавки невелик. В нашем опыте каждый предмет, опущенный в стакан, постепенно увеличивает объём воды на это небольшое значение. Это медленно, на несколько долей миллиметра, приподнимает воду над краями стакана. С помощью силы, называемой силой поверхностного натяжения, жидкость удерживается над краями и не торопится вытекать. Это продолжается до тех пор. пока последняя брошенная монета или булавка не добавит объём, который окажется достаточным для того, чтобы горка воды перелилась через край под действием собственного веса.1
Вывод.Весь секрет заключается в форме предмета, который расположен между пламенем и источником воздуха. Например, в случае с прямоугольного предмета поток воздуха отражается от неё, и свеча продолжает гореть. Если предмет округлой формы, то воздух огибает её стенки, а не отталкивается от них, как в первом случае, и достигает пламени. Свеча гаснет! 2
Вывод.Процесс удара можно разделить на несколько стадий. Сначала сталкивающиеся предметы словно сжимаются в месте соприкосновения друг с другом. В ответ на это сжатие внутри каждого объекта возникает сила противодействия, которая стремится восстановить исходную форму столкнувшихся тел. Эта сила расталкивает предметы в противоположные стороны: ударивший предмет получает свой удар обратно.В случае с шашками удар проходит по цепи незаметно. Каждая шашка внутри цепи получила и передала энергию удара, не изменив своего положения. На него отреагировала и отлетела в сторону лишь крайняя шашка, которой некому больше передать импульс и получить его обратно, чтобы снова стать в ряд.3
Вывод.В ходе эксперимента ты наблюдал физический процесс, который называется поглощением теплоты. Если повторить опыт, но вместо воды наполнить шарик воздухом, то он лопнет мгновенно — пламя прожжёт резину, и шарик не сможет больше сдерживать давление воздуха. В отличие от воздуха, вода очень хорошо поглощает теплоту. Это означает, что жидкость внутри шарика будет так быстро поглощать тепло пламени, что огонь не сможет повредить резину мгновенно.4
Вывод. Как только мы открыли крышку-дозатор, тарелка на воздушной подушкеКогда ты открываешь крышку- дозатор, из шарика через отверстие в центре диска начинает выходить воздух. Поверхность диска плоская, а масса равномерно распределена по всей его площади, поэтому воздух из шарика приподнимает диск над плоской поверхностью, между двумя плоскими поверхностями образуется воздушный слой. Он уменьшает трение между ними, поэтому диск легко скользит над столом, словно на воздушной подушке.5
Вывод. Странное поведение волчка объясняется просто. В результате быстрого вращения под действием магнита в металлическом объекте возникает ток. Он порождает новое магнитное поле. Таким образом, вращающийся около магнита волчок сам превращается в магнит. Два магнита отталкиваются друг от друга.6
Вывод.Шланг с отверстиями на концах, которую ты использовал в опыте, называется сифоном. Вода под действием силы тяжести начинает переливается через сифон из верхнего сосуда в нижний. Давление в шланге понижается. Под действием атмосферного давления оставшаяся жидкость из верхнего сосуда также стремится в нижний. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока вода из верхнего сосуда полностью не перельётся в нижний.7
Вывод.Мы узнали: почему воздушный шар не лопается над огнем, что можно создать чудо машинку на воздушной подушке, как здорово пляшут человечки под стеклом, мы от души смеялись, а этому есть объяснение, то что может быть понятными и интересными сложные законы физики. И мы познакомились с загадочной физикой с помощью увлекательных экспериментов. 8
II. Вывод. Мы узнали: почему воздушный шар не лопается над огнем, что можно создать чудо машинку на воздушной подушке, как здорово пляшут человечки под стеклом, мы от души смеялись, а этому есть объяснение, то что может быть понятными и интересными сложные законы физики. И мы познакомились с загадочной физикой с помощью увлекательных экспериментов.
III. Литература:Болушевский С. В. Веселые и.научные опыты для детей и взрослых. Физика / С. В. Болуевский. — М.: Эксмо. 2012. - 80 с.: ил. - (Опыты для детей и взрослых).
Начните путешествие в волшебный мир физики. Удачи!