Презентация Активизация познавательной деятельности как необходимое условие эффективной реализации АООП на логопедических занятиях


Активизация познавательной деятельностикак необходимое условиеэффективной реализации АООП на логопедических занятиях.Презентацию подготовила: Сакаева Н.В., учитель- логопед высшей квалификационной категории МБСКОУ СКОШ г. ЛобняМарт 2016 годФокина Лидия Петровна Специфика нарушений умственно отсталых детей. У умственно отсталых детей отмечается: недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.Фокина Лидия Петровна Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.Фокина Лидия Петровна Цели школьного образованияРаскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и навыков, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Фокина Лидия Петровна Принципсознательности и активности учащихся.Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. Фокина Лидия Петровна Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Значит, повышение уровня активности у детей коррекционной школы 8 вида будет способствовать более эффективному протеканию процесса коррекционно-развивающего обучения в ходе логопедического занятия. Фокина Лидия Петровна Средства активизации обучения содержание, методы,  приемы и формы организации учебного процесса. Уровень активности школьника в процессе обучения определяется тем, насколько содержание, методы и организация обучения способствуют этой активности.Фокина Лидия Петровна При подборе содержания логопедических занятий необходимо учитыватьпринцип доступностине допускать излишнего упрощения материаласодержание должно соответствовать психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностямФокина Лидия Петровна Методы и приемы обученияметоды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учениюметоды контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностиФокина Лидия Петровна Наиболее приемлемые методы:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,частично поисковый,коммуникативный, информационно-коммуникационный;методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.Фокина Лидия Петровна Увеличивать степень самостоятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.Фокина Лидия Петровна Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.Фокина Лидия Петровна Мотивация в успешном обученииПроведенные исследования мотивации учащихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.Фокина Лидия Петровна Формы организации обучения.Формой организации совместной деятельности учителя-логопеда и учащихся является логопедическое занятие. В ходе занятия учитель-логопед может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий являются следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и т.д.Фокина Лидия Петровна Активные методы и приёмы обученияИспользование сигнальных карточек при выполнении заданийИспользование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Узелки на памятьРабота с бланковыми методикамиВосприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазамиИспользование кинезиологических упражненийИспользование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятияИспользование картинного материалаАктивные методы рефлексии.Фокина Лидия Петровна Использование сигнальных карточек при выполнении заданийДнём светло, а ночью темно. Камень лёгкий, а пух тяжёлый. Отец пожилой, а сын молодой. Дедушка молодой, а внук старый. Фокина Лидия Петровна -++- Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда. Фокина Лидия Петровна Узелки на памятьЖИ и ШИ такие слоги,Что всегда к ребятам строги.ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИТолько с И всегда пиши!Фокина Лидия Петровна Работа с бланковыми методикамиКарточка №Фамилия имя учащегося_____________________________________Класс__________возраст_____________дата______________Инструкция: переставь буквы так, чтобы получилось название цветов. Слова для справокА К М ____________________макО З Р А ___________________розаТ Р А А С __________________астраР И И С___________________ирисФокина Лидия Петровна Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазамиИгра «Скажи, что звучит?»Логопед знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.Фокина Лидия Петровна Использование кинезиологических упражнений«Ухо – нос»Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо.Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук.Фокина Лидия Петровна Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентацииФокина Лидия Петровна






Использование картинного материалаФокина Лидия Петровна Активные методы рефлексииУчитель комментирует, обобщает ответы учащихся, оценивает работу на занятии всех учащихся.Обучающиеся отвечают на вопросы, анализируют свою работу и работу других учащихся на занятии.На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. Фокина Лидия Петровна Фокина Лидия Петровна Из общей массы разноцветных лепестков выбрать цвет, соответствующий настроению ребенкаЦель: выяснить эмоциональное состояние детей и их отношение к уроку.Фокина Лидия Петровна Вывод:Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.Фокина Лидия Петровна Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся коррекционной школы 8 вида.Фокина Лидия Петровна Список использованной литературыВыготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1956. - С. 86-98Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Медицина, 1979Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М: 1982.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 267 с.Фокина Лидия Петровна