Метопредметное обучение в условиях введения ФГОС второго поколения


Внедрение в образовательный процесс методики метапредметного обучения в условиях введения ФГОС второго поколения Возникают вопросы: Что такое метапредметное обучение?Что такое метапредметы, метапредметный урок?Что такое метазнание, метарезультаты? Как увязать необходимость реализации метапредметности с высокой подготовкой к государственной (итоговой) аттестации? Какие технологии способствуют формированию метапредметных результатов? и др. Л.Н. Толстой«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» Модернизация современного общества требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Изменения охватили и систему российского образования. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. * * Основная цель российского образования Новаяцельобразования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи,общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологийво все сферы жизни Проблемы РоссииСтратегия2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Портрет будущего выпускника школы –гражданина России Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России. Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни.Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата.Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Федеральный государственный образовательный стандарт Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7« В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ дает новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) 2010-11 2011-12 - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования 2012-13 2013-14 2014-15 2016-17 2018-19 2020-21 2017-18 2019-20 2021-22 2015-16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 3 5 2 3 4 5 6 10 2 3 4 5 6 7 10 11 2 3 4 5 6 7 8 10 11 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 2 3 4 5 6 7 2 3 4 5 6 7 8 2 3 4 5 6 7 8 9 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 7 6 8 5 4 9 11 10 8 9 11 10 11 10 9 11 10 11 - продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к Результатам освоения основной образовательной программы (ООП)личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступенейсистемно-деятельностный подходСтруктуре (ООП)наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношениеинтеграция учебной и внеучебной деятельности«неаудиторная занятость»Условиям реализации (ООП)кадровымфинансовымматериально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение) При этом происходит смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы Метапредметные Личностные Предметные Основы системы научных знаний.Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания Усвоенные межпредметные понятия и УУД (универсальные учебные действия).Управление своей деятельностью, самостоятельность.Речевая деятельность, навыки сотрудничества.Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д. Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д. Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия (УУД) (метапредметные компетенции): учебно-познавательные, коммуникативные, информационные, общекультурные, ценностно-смысловые, социально-трудовые, личного самосовершенствования; способы регуляции своей деятельности, включающие планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.Это принципиальное отличие новых стандартов. Метапредметные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областяхумение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологийнавыки различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информациибазовые способности: мышление, понимание, рефлексия, действиеготовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Отношение школьников к миру не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Средства и формы метапредметного обучения: Метапредметы Метапредметные программы (в перспективе) Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.) Метапредметный урок Предметный урок + метапредметная тема Метапредметные задания Межпредметные проблемные ситуации Межпредметные, надпредметные проекты Метапредметные программы «Учимся проектировать»«Свободная самостоятельная работа» «Как стать успешным» «Сам себе учитель» «Культура познания» «Культура мышления»«Основы исследовательской деятельности» и др. По метапредметным программам можно работать на уроках по школьным предметам за счет отбора тем, ситуаций, способов деятельности, совокупность которых позволяет получить желаемый метапредметный результат. А также на занятиях факультативов, курсов по выбору, элективных курсов. Метапредметная проблемная ситуация ситуация неопределённости ситуация неожиданности ситуация конфликта ситуация опровержения ситуация предположения Метапредметные технологии обучения и воспитания Развитие критического мышленияТРИЗТехнология личностного развитияМетод проектовИсследовательская деятельностьи др. Требованиях к современному уроку:•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете; •   спланированная учителем своя деятельность и деятельность учащихся; •    урок проблемный и развивающий; •    использование проблемных и поисковых ситуаций, активизирующих деятельность учащихся;•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;•    учет уровня и возможностей учащихся; •    планирование обратной связи;•    добрый урок. Ученик - активный участник образовательного процесса Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих действие учеников Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценности образования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Требование к учителю: Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика.Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.Чётко и точно формулировать задание. Уметь импровизировать.Уделять внимание подготовке к уроку, подбору материала.Уметь пользоваться компьютером, Интернетом, цифровыми образовательными ресурсами. Применять на практике современные образовательные технологии. Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя Словесные10% - 20%(слышит) Наглядные50%(видит) Практические90 %(делает сам) Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся Действия ОУ по переходу на ФГОС Тезисы к докладу Отличие новых стандартов – усиленное внимание метапредметным результатам.Метапредметные результаты – это универсальные учебные действия, которые применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика». Тезисы к докладу Вся учебная деятельность строится на основе системно - деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.5. Метапредметная ситуация – спровоцированное учителем состояние интеллектуального затруднения ученика. Ученик – активный участник образовательного процесса.Главный ресурс введения ФГОС – учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ученика. ПОМНИТЕ: ВЫ - ПРЕКРАСНЫЙ УЧИТЕЛЬ; У ВАС ТАЛАНТЛИВЫЕ УЧЕНИКИ!