Презентация по русскому языку на тему Прямая речь (5 класс)
В ска..ках ж..вотные умеют г..ворить. Прямая речь Задачи: 1. Вспомнить…2. Научиться…3. Знать… Ваши вопросы: Что такое синтаксис?Пунктуация?Что такое прямая речь?Как она оформляется на письме?Какие схемы оформления прямой речи вы знаете? заставка в гостях у сказки.mid Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Приходит цапля к журавлю и говорит: «Журавль, возьми меня замуж!» «Что, Иван-царевич, голову повесил?» – спрашивает лягушка Вспомним основные схемы предложений с прямой речью «П!» - а. А: «П!» «П?» – а. А: «П?» «П», - а. А: «П». Работа с учебникомВыполнить упр. 241 Физминутка Работа в парахВедь вы весной вернётесь А: «П?».спрашивала Серая шейка.Отвечает месяц ясныйНе видал я девы красной. А: «П!»А.С. Пушкин писал Что за прелесть эти сказки А: «П». Работа в парах«Ведь вы весной вернётесь?» - А: «П?».спрашивала Серая шейка.Отвечает месяц ясный: «Не видал я девы красной». А: «П»А.С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки!» А: «П!». Употребление различных оттенков слов «говорения» для ввода прямой речи: сказать, заплакать, зарыдать, шепнуть, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать…составить 2-3 предложения с прямой речью, использовав эти слова (устно). «Бабушка, постой немножко, - ей кричит она в окошко, - пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу» Как называются выделенные слова? Объясните постановку знаков препинания при них. Кот в сапогах спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»Людоед ответил: «Конечно, могу».Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!» Переделайте предложения так, чтобы прямая речь предшествовала словам автора Прочитайте предложения из книг Э.Успенского. Составьте их схемы. Объясните постановку знаков препинания. «Вам, наверное, нужны друзья?» - спросил обезьянку Крокодил Гена.«В вашем объявлении целых три ошибки», - сказала девочка.«Не может быть!» - воскликнул Гена.Старушка уселась на стул и спросила: «Кто из вас будет Крокодил?» Прочитайте предложения из книг Э.Успенского. Составьте их схемы. Объясните постановку знаков препинания. «П?» - а.«П», - а.«П!» - а.А: «П?» Миша Лентяйкин пришел в школу довольный. «Вот какой рассказ я написал!» - похвастался он. Давайте прочтем его вместе. Однажды папа спросил у Васи: «Сегодня мы пойдем в музей». Вася обрадовался и ответил: «А в какой?» «В исторический», - громко закричал папа. «Ура! – поинтересовался Вася. – Я никогда там не был». Позавтракав, они поехали в музей. «Что мы там увидим?» - рассказал Вася папе. «Многое, - задал вопрос отец. – Увидим, как жили люди в древности, какие носили наряды, какое у них было оружие. Увидишь сам». Кажется ли вам Мишин текст смешным? Почему?Посмотрел на рассказ его приятель Дима Пятеркин, покачал головой и стал исправлять. Запишите и вы Мишин рассказ в исправленном виде. Миша Лентяйкин пришел в школу довольный. «Вот какой рассказ я написал!» - похвастался он. Давайте прочтем его вместе. Однажды папа спросил у Васи: «Сегодня мы пойдем в музей». Вася обрадовался и ответил: «А в какой?» «В исторический», - громко закричал папа. «Ура! – поинтересовался Вася. – Я никогда там не был». Позавтракав, они поехали в музей. «Что мы там увидим?» - рассказал Вася папе. «Многое, - задал вопрос отец. – Увидим, как жили люди в древности, какие носили наряды, какое у них было оружие. Увидишь сам». Кто и какую речь произносит?Свет наш солнышко! Ты ходишьКруглый год по небу сводишьЗиму с тёплою весной...Свет ты мой, я царевны не видалоЗнать её в живых уж нет Ах, ты мерзкое стеклоЭто врешь ты мне назло! Постой! Там за речкой тихоструйнойЕсть высокая гораВ ней глубокая нора…. Домашняя работа На выбор:1. Выписать из художественной литературы 5 предложений с прямой речью, составить к ним схемы.2. упр.240. Поменять местами слова автора и прямую речь. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Ребята, вам понравился урок?О чем мы говорили сегодня? РефлексияЯ понял…Я узнал…Я научился… Спасибо за урок!!! Молодцы!