«Тема любви в повести «Олеся» А.И.Куприна»
Тема любви в повести А.И. Куприна «Олеся» История создания повести В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся». Черты романтизма в повести 1.Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни.2.Общая пессимистическая направленность.3.В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам. В повести это Олеся.4. «Двоемирие» (разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу). Реальный мир – это перебродские жители, Петербург, его «высший свет». Идеальный же – это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой. 5. «Местный колорит» (противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, её стихией). Любовь в повести Тема любви - основная тема в повести «Олеся». Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Но писатель видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. А.И.Куприн мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси. Образ Олеси Олеся: выросла в единении с природой и близка к ней;«оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть...”;главный герой рассказа убеждается в том, насколько девушка чиста, возвышенна, добра. Она обладает удивительным даром, но она никогда бы не употребила его во зло;у любви Олеси и молодого барина нет будущего, девушка прекрасно это понимает и не хочет быть помехой для благополучия своего любимого человека. Какой цвет сопровождает образ Олеси? «Красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега» (первая встреча).Красный кашемировый платок.Красные бусы – единственная вещь, оставшаяся на память об Олесе (последний эпизод). Образ Ивана Тимофеевича Добрый, но слабый. «Доброта ваша не хорошая, не сердечная». «Своему слову не господин». «Не властен над собой». Подавил в себе предчувствие беды. "Наивная, очаровательная сказка любви" "Наивная, очаровательная сказка любви" заканчивается разлукой. И виной тому не только невежественные поселяне, но и сам Иван Тимофеевич, не сумевший бороться за свою любовь. А иногда и не хотевший бороться. Ему легче быть слабым, безвольным. Легче страдать, чем быть счастливым. Ведь в борьбе за счастье надо приложить усилия, волю, труд. А он просто безвольный, самовлюбленный... Огонёк чистого естественного чувства… Завершается повесть удивительно характерной деталью: Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате нитку красных бус. Каждая бусинка как огонек чистого естественного чувства. Своеобразие цикла В полесском цикле имеется тенденция противопоставить деревенскую жизнь жизни капиталистического города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей.