Презентация Интеллектуальная игра Язык мой — друг мой


Интеллектуальная игра «Язык мой-друг» Добро пожаловать на нашу игру «Язык мой-друг мой».«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С.Тургенев Освоить русский язык – трудное дело.Наша игра поможет вам в достижении того интересного, что прячется за словами «русский язык», и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед. Русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. А хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережём ли язык? Вот это мы сегодня и выясним на нашей игре. Оценивать участников игры будет компетентное жюри. В его составе:Досымова Т.К., методист колледжа.Аралбаев С.Т., преподаватель истории.Садыкова К.К., преподаватель спецтехнологии. Наша игра состоит из следующих конкурсов: Разминка.Игры с пословицами. Игра с заломУстами младенца.С русского на русский.Игра с капитанами команд.Мы- художники.Фразеология.Язык жестов.Игра «Кто быстрее?». Вопросы предусматривают 3 варианта ответа, один из которых правильный1 конкурс. Разминка. За правильный ответ – 1 балл.1)Какого рода существительное кресло-качалка? 1.Том-и-Джерри;2.Сашка-да-Машка;3.Иван-да-Марья.Какое растение существует? Какая буква самая молодая в русском языке?1.ё;2.э;3.я 1.!2.,3. ?Какой знак препинания необходимопоставить в словах из известной сказки, чтобы спасти жизнь человеку: «Казнить нельзя помиловать»? Какого рода существительное фламинго? Какое местоимение может работать приставкой? 1.мы2.вы;3.ты Назовите лишнее слово среди синонимов:1.красный;2.фиолетовый;3.алый 1.13.2.12.3.14.Сколько букв в слове интеллигенция? На какой слог падает ударение в слове «творог»?1.на первый;2. на второй;3.может как на первый, так и на второй. 2 конкурс. Игры с пословицами. За правильный ответ – 4 балла Найдите ошибку (иногда одна буква меняет смысл всего предложения )Первый блин коломСвоя ноша не тонетНе в деньках счастьеКомар косу не подточитНет козы без шипов Народная мудрость (необходимо закончить пословицы).1.Волка ноги….2.Под лежачий камень….3.Ум хорошо, а…. Добавь словечко.А …просто открывался.… надвое сказала.…приходит во время еды.… не порок.…. не приходит одна. 6. Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? 7. Когда руки бывают местоимениями? 8. Назовите местоимения, которые мешают водителям на дороге? 9. Что можно видеть с закрытыми глазами? 10. С глухим траву она срезает, Со звонким – листья объедает. 11. Мой первый слог найдёшь тогда, Когда в котле кипит вода, Местоименье – слог второй, А в целом – столик школьный твой. 12. Название какого дерева состоит из четырёх предлогов? 13. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? 14. Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? 3 конкурс. «Устами младенца». За правильный ответ – 2 баллаВам необходимо узнать слово по фразеологизмам. Совещается вся команда вместе. Если вы знаете ответ, необходимо поднять сигнальную карточку. За каждое правильное слово – 1 балл. Время для обдумывания – 1 минута. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь; она в голове у путников. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. Они не цветут, не вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. Конкурс. «С русского на русский». За правильный ответ – 1 балл.В русском языке есть слова, ограниченные по употреблению. Это ЖАРГОНИЗМЫ. Они огрубляют нашу речь. Попробуйте перевести их на современ-ный русский язык. За дословный перевод – 3 балла. Время для перевода – 3 минуты. Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клёво оторваться на хате.Перевод записать на листочке и передать жюри. Игра с капитанами команд. За правильный ответ – 2 балла. Вопросы задаются капитанам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает. 1.Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, употребленным в значении существительного? 2.Образуйте форму множественного числа от слова дно. 3.С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? 4.От какого слова произошло название сказочного персонажа Кощей? 5.В русском языке для обозначения артистки балета используется слова балерина. Образуйте слов мужского рода, называющее эту профессию. 6.Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? 7.Маленьких детей просят показать ротик, носик, губки…, а вам придется показать, где у вас ланиты, чело, выя, десница, перст.8.Чем отличается невежа от невежды? 9.Вы шляпу оденете или наденете? 10.Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. 5 конкурс. Мы- художники.Существует много разных знаков, которые что-либо запрещают. Вам, юные художники, предлагается придумать знак, запрещающий грубую речь, и нарисовать его. Время на выполнение задания – 5 минут. За творческий подход – 5 баллов. 6 конкурс. Фразеология. За правильный ответ – 3 балла 1.Подберите антонимы к словам: Холодный, смелый, защита. 2.Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары. Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает, семи пядей во лбу, олух царя небесного, дать маху, ходить вокруг да около, брать быка за рога, попасть в точку. 3.Дописать пословицы, вставляя вместо точек антонимы: ...дело лучше.. безделья. ...сторона - мать,... - мачеха. ...земля... рук не любит. У мудрого человека... уши и... язык. 4. Объясните фразеологизмы. 1.Прийти на разбор шапок – «опоздать»; 2.Заячья душа – «человек, который всего боится, во всем неуверен»; 3.Втирать очки – «обманывать». 7 конкурс. Язык жестов.Мы так привыкли пользоваться речью, что даже не задумываемся о том, каким огромным сокровищем обладаем. А теперь давайте представим на несколько минут, что мы разучились говорить и вынуждены общаться жестами. Командам необходимо при помощи жестов и мимики изобразить пословицу. Одна команда показывает, другая – угадывает. За правильный ответ – 1балл. За артистичность – 5 баллов. Время для подготовки – 5 минут. Пословицы: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (Команды сами выбирают пословицу) Игра «Кто быстрее?» За правильный ответ – 3 балла. Кто первым поднял руку, тот и отвечает. Вопросы:Почему КВАС пишется слитно, а К ВАМ – раздельно? (Слово «квас» - имя существительное, а – «к вам» - местоимение с предлогом.)Какое существительное состоит из трёх О? (ТРИО)Какое местоимение требует чистоты? (МОЙ)Крик птицы – это первый слог.Второй – известен всем предлог,А третий – бурная волна.Теперь шарада всем ясна? (КАР – НА – ВАЛ)С Ы мы мчим вас что есть мочи.С У – мы ноги вам промочим. (ЛЫЖИ – ЛУЖИ) Имена (вопросы связаны с именами)1.Как назовем взрослого Севу? 2.Какое женское имя заканчивается ни на А, ни на Я? 3. В каком имени 30 букв я? Слова-родственники (необходимо подобрать синонимы к словам.)1.Волшебник.2.Маленький.3.Великолепно. Жюри подводит итог всей игры в целом.Заключительное словопредоставляется Досымовой Тамаре Куанышевне, методисту колледжа и заведующей отделением сварщиков. Благодарим студентов команд за активное участие в игре!