Презентация на тему ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕНГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ


ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕНГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОВЗ В ДЕТСКОМ САДУ Диагностика развития предметной деятельности (параметры и показатели предметной деятельности ) Виды действий с предметамиОриентировочно- исследовательские и манипулятивные действияПредметные манипуляцииСпецифические физические действия Предметные или культурно-фиксированные действия Диагностика развития предметной деятельности (параметры и показатели предметной деятельности ) Познавательная активность Интерес к действиям с предметамиНастойчивость в предметной деятельностиЭмоциональная вовлечённость в действия с предметами Диагностика развития предметной деятельности (параметры и показатели предметной деятельности ) Включённость предметной деятельности в общениеСтремление ребёнка действовать по образцуОриентация на оценку взрослого Этапы организации помощи ребёнку с проблемами в развитиии его семье Проведение комплексной диагностикиСоставление ИПРОрганизация коррекционно- развивающей работы с ребёнком и включение в неё семьи Сравнительная таблица методик раннего выявления отставания в развитии Методики/ критерии оценки. Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора,Э.Л. Фрухт.«Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни», 1983 г. Е.А.Стребелева.«Психолого-педагогическое изучение детей 2-3 лет: Ранняя диагностика умственного развития»,1994 г. KID( С-Петербургский ИРАВ) RCDI-2000( С-Петербургский ИРАВ) Цель методики. Своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии у детей от 0 до 3 лет для необходимой коррекции. Метод диагностики позволяет ставить перед ребенком определенные задачи и объективно оценивать его способности и уровень развития. Изучение уровня умственного развития детей раннего возраста( 2-3 лет). Методика предназначена для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения: обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности. Оценка уровня развития детей первого года жизни с целью раннего выявления запаздывания, выработки рекомендаций для его снижения и отслеживания соответствующей динамики. Предназначена для оценки уровня развития детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес. Шкалу можно применять для выявления детей с задержкой развития , для отслеживания динамики развития, а так же при разработке программ раннего вмешательства. Основные линии развития Социальное развитие Физическое развитие( развитие общей и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации) Познавательное развитие (сенсорное развитие, речевое развитие, ознакомление с окружающим ) Формирование предметной и предметно- игровой деятельности (действия с предметами и игра) Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности(лепке, рисованию, аппликации и конструированию) Формирование навыков самообслуживания Показатели нервно-психического развития ребёнка второго года жизни Возраст 1г-1г3м 1г.4м -1г6м. Понимание речи Запас понимаемых слов быстро расширяется Обобщает предметы ( в понимаемой речи ) по существенным признакам Активная речь Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, радости. В момент заинтересованности называет предметы облегчён-ными и правильно произносимыми словами. Сенсорное развитие Ориентируется в двух контрастных величинах предметов типа кубов. Ориентируется в 3-4-х контрастных формах предметов. Игра и действия с предметами Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (нанизывает кольца на пирамидку, кормит куклу) Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия Движения Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения Перешагивает через препятствия приставным шагом Навыки Самостоятельно ест густую пищу ложкой Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой Причины задержки в развитии Психолого-педагогическая запущенностьпросветительская работа с родителямиорганизация общения с ребёнком с опорой на предпочитаемые им формы взаимодействияНарушения в психическом развитии консультации специалистов (невропатолога, психоневролога, логопеда, дефектолога, психолога) Дети группы риска Биологические факторы В пренатальном периоде:негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления, вызывающие нарушение созревания различных отделов головного мозгапатология беременности тяжелые роды , резус-конфликт, гипоксия плода внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность,,фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. токсикозы. Биологические факторы В постнатальном периоде и раннем детском возрасте : тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет генетическую обусловленность. Дети группы риска Ядерная желтуха новорожденных Общие рекомендации к построению индивидуальной работы с ребёнком Педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребёнкаОпределение приоритетной задачиОпределение (разделение), какие задачи будут реализованы на занятиях у воспитателя, у логопеда, у психолога, на занятиях музыкального руководителя, а какие в совместной деятельностиДеление каждого умения на составляющие действия Внесение дополнений, после овладения ребёнком одной из задач Индивидуальная программа развития ребёнка второго года жизни Направленияработы Цель Формы, методы, приемы I Социальное развитие Формировать своё «Я» (формировать эмоциональный контакт со взрослым, учить фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем, учить узнавать себя в зеркале, учить выделять себя, употребляя личное местоимение «я», ) «Игры на общение» (коммуникативные), Игры — потешки, Хороводные игры и танцы,Игры — катания, Игры-прятки,Игры на познание собственного тела,Игры в кругу,Игры на развитие эмоционального фона,Игры на формирование представлений о себе, Упражнения у зеркала, Игры «Испечём оладушки», «Кто спрятался?», «Кто это?», «Топни ножкой», «Маме улыбаемся», «Вот Я!» Индивидуальная программа развития ребёнка второго года жизни Направленияработы Цель Формы, методы, приемы II Физическое развитие Развивать общую моторику(умение ходить, приседать, наклоняться, пятиться, ползать)Развивать ручную моторикуРазвивать мелкую моторикуФормировать зрительно-двигательную координацию Игры – массаж, Пальчиковая гимнастика, Игры с подражательными движениями, Игры с ловлей, Игровая гимнастика, Растяжки, Дыхательные упражнения, Телесные движения, Упражнения для релаксации, Упражнения с шаром -гигантом, Игры в сухом бассейне, Игры со спец. оборудованием сенсорной комнаты, развивающие кинестетическое восприятие, вестибулярный аппарат,Игры Монтессори — педагогики.Игры «Соберём колечки», «Кати мяч», «Сходим к мишке в гости», « Покатаем кукол на машине»,Перекладывание предметов, мозаика, пальчиковые игры, игры с коллажными картинами, нанизывание. Индивидуальная программа развития ребёнка второго года жизни Направленияработы Цель Формы, методы, приемы III Сенсорное развитие Отработать ориентировку в 2-х контрастных формахУчить отличать большой знакомый предмет от маленького Игры с досками Сегена, со вкладышами, с почтовым ящиком. Игры, развивающие тактильное восприятие,Игры, развивающие зрительное восприятие,Игры, развивающие слуховое восприятие,Упражнения на формирование пространственных представлений,Игры Монтессори — педагогики,«Игры на общение» (коммуникативные),Игры — потешки, Считалочки — бормоталочки,Игра на шумовых инструментах,Игры с подражательными движениями.Игры "Мячи»«Катится – не катится» Индивидуальная программа развития ребёнка второго года жизни IY Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности Формировать интерес к ЛепкеРисованиюКонструированию Отыскивание мелких предметов в тесте, рисование руками, пальчиком, рисование верти-кальных и горизонтальных пре-рывистых линий, строительство башен, дорожек.Игры с предметами, Игры с подражательными движениями, Игры — потешки, Игры — инсценировки, Игры Монтессори — педагогики. Y Формирование предметной и предметно- игровой деятельности Учить воспринимать одно игровое действие по подражанию или слову взрослогоУчить переносить игровые действия на другие игрушки Игры «Испечём оладушки», « Вместе пляшем», «Уложим мишку спать», «Угостим кукол чаем », «Заведи юлу», «Звени колокольчик». YI Навыки Брать со стола чашку, пить, ставить чашку на столЕсть ложкой густую пищуДержать в руке хлеб Физическое развитие РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙЦели: Развитие у детей умения двигаться в горизонтальном и вертикальном направлении, ориентироваться в пространстве. (ИГРА «СОБЕРЕМ КОЛЕЧКИ»)Совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие.(ИГРА «СХОДИМ К МИШКЕ В ГОСТИ» )Учить стоять, приседать, наклоняться, пятитьсяУчить подлезать под препятствие .(ИГРА «Цыплята и наседка»)Развивать навык бега ( ИГРА « ДОГОНИ МЯЧ»)Учить перешагивать через препятствия ( ИГРА « БУДЕМ МЫТЬСЯ»)Учить всходить на лестницу, сходить с неёУчить самостоятельно садиться на стулУчить ходить по наклонной доске Физическое развитие Развитие ручной и мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации Цели: Обучать различным приёмам игры в мячУчить катать мяч в нужном направленииУчить ловить мячи разной величиныУчить поднимать руки вверх , разводить в стороны, прятать за спинуРазвивать координацию движений рукУчить захватывать предмет (мячик, шарик) всей ладоньюучить ребёнка брать мелкие предметы щепотью( игры с прищепками, пуговицами, мозаикой)формировать согласованность действий обеих рук. Сенсорное развитие Цели: развивать у ребёнка зрительную ориентировку на форму предметов (2-3 (4) контрастные формы).развивать у ребёнка зрительную ориентировку на величину предметов (Учить отличать большой знакомый предмет от маленького знакомого предмета, находить по просьбе взрослого после показа )Рекомендуется следующая последовательность работы:Совместно-разделённые действияПодражание (важна эмоциональность взрослого)По показу ( зрительному образцу)развивать у ребёнка зрительную ориентировку на цвет предметов ( учить находить такой же по показу) Формирование предметных действий Цели:Учить выполнять задания, подражая взросломуучить брать и удерживать шарик в рукеучить брать мелкие предметы щепотьюформировать у ребёнка соотносящиеся действияформировать у ребёнка орудийные действия: учить набирать и пересыпать крупу ложкойразвивать у ребёнка совместные действия обеих рукформировать у ребёнка согласованность действий обеих рук Формирование предметно- игровой деятельности Цели:формировать у ребёнка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с нимиучить ребёнка выполнять предметно-игровые действия, подражая взросломуРазвивать совместные действияформировать у ребёнка интерес к строительным играмформировать у ребёнка интерес к совместным играм со сверстниками Работа с родителями Задачи :Формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, имеющего проблемы в развитии; ;развитие родительско-детских отношений;обучение педагогическим технологиям;включение в педагогический процесс;формирование активной позиции родителя;снижение риска развития отрицательных установок для детей. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!