Выпускная аттестационная работа на тему Педагогическая диагностика детей, имеющих ограниченные возможности здоровья


Выпускная аттестационная работа слушателя переподготовки по направлению: «Педагогика и психология инклюзивного образования» Тема: «Педагогическая диагностика детей, имеющих ограниченные возможности здоровья» Приложения БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2.3.Экспериментально-педагогическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья 2.2. Организационно-методическое обеспечение диагностического компонента профессиональной деятельности учителя 2.1. Комплексный подход к изучению детей с ограниченными возможностями здоровья ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 1.3. Методы психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья 1.2. Особенности педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья 1.1. Современные представления о педагогической диагностике. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ВВЕДЕНИЕ Сущности и специфике педагогического диагностирования уделяется внимание в зарубежной и отечественной литературе (Л.Ю. Александрова, Б.П.Битинас, Г.А. Вержинский, К.Ингенкамп, В.С. Идиатулин, З.И. Калмыкова, Л.И. Катаева, Т.В.Лодкина, Е.А. Михайлычев, В.Д. Резвецов и др.). Место и роль педагогической диагностики в педагогической технологии обосновывают В.П.Беспалько, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др. Большой интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляют направления педагогической диагностики в образовательном процессе: системно-комплексная диагностика В.Н. Максимовой, практико-ориентированная диагностика учения Е.Д. Божович, критериально ориентированная диагностика А.А. Ярулова. целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимозависимостей проявлений психической организации ребёнка; структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии; конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребёнка требованиям конкретной ситуации; единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности; комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребёнка. Психологическая диагностика построена на основе следующих принципов: Объектом исследования является процесс повышения качества результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования: педагогическая диагностика как средство повышения качества результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и практическая апробация модели использования педагогической диагностики в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Этапы исследования Первый этап (январь 2014 г.) посвящен изучению степени разработанности рассматриваемой проблемы в научной литературе и практике работы школ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, проверке актуальности избранного направления, формулированию гипотезы, определению методологических подходов и методики исследования, составлению программы опытно-экспериментальной работы, проведению пилотажного исследования.Второй этап (февраль-июнь 2014 г.) связан с разработкой программы исследования, конструированием модели повышения качества результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогической диагностики, анализом полученных результатов.Третий этап (сентябрь-декабрь 2014 г.) включал продолжение формирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, формулировку основных выводов, оформление выпускной аттестационной работы. Опытно-экспериментальной базой исследования явился специальный (коррекционный) класс V111 вида МБОУ СОШ № 3 города Буденновска ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 1.1.Современные представления о педагогической диагностике. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей.1.2. Особенности педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья.1.3. Методы психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья Методы диагностики:  Неэкспериментальные методы: Диагностические: Экспериментальные: Беседа Анкетирование Анализ продуктов деятельности Наблюдение Шкалирование Тестирование Лабораторный эксперимент Естественный эксперимент Моделирующий эксперимент  Формирующие: Анализ Прогнозирование  ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 2.1. Комплексный подход к изучению детей с ограниченными возможностями здоровья Идея комплексного подхода в развитии специальной педагогики принадлежит В. П. Кащенко. Он впервые создал специальные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Автор говорит о необходимости проведения в этих учреждениях не только лечебных мероприятий, но и психолого-педагогических. В работах В. П. Кащенко рассматривается понятие «врачебной педагогики». Основные подходы автора к коррекционной работе как комплексной медико-психолого-педагогической помощи нашли свое отражение в последующих исследованиях 2.2. Организационно-методическое обеспечение диагностического компонента профессиональной деятельности учителя При организации процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования:процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка; чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника - учебная;методики, используемые для изучения детей, должны обладать удобством пользования, возможностью стандартизации и математической обработки данных;анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным, позволяет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;выбор качественных показателей не должен быть случайным, он должен отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии;для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий. 2.3. Экспериментально-педагогическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила: эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении; эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций; построение экспериментальных приемов должно предоставить педагогу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться; экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики нарушений; результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе. Современный педагог обязан владеть всеми экспериментально-педагогическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности. Важным условием применения экспериментально-педагогических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования. Программа педагогической диагностики Уровень тревожности Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) Тревожность Блок - эмоционально-личностные характеристики Особенности памяти Методика «10 слов» ( А.Р. Лурия) Память Определение объема внимания и его концентрации Методика «Корректурная проба» Внимание Вербально-логическое мышлениеОпределение понимания логических связей и отношений между понятиями Методика «Исключение слов»Методика «Простые аналогии» Мышление Общие способности: невербальный интеллект Тест «Цветные прогрессивные матрицы Равена» Интеллектуальные особенности Блок - интеллектуальная сфера, познавательные процессы Оценка эмоционального отношения к сверстникам Цветовой тест Люшера Взаимоотношения ребенка со сверстниками Блок - межличностное взаимодействие Нарушения в поведении Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте» Сложности в воспитании Стиль семейного воспитания ребенка Тест «Стиль воспитания» Тип семейного воспитания Блок - сфера воспитания Назначение Методика Сфера изучения Результаты исследования: У исследуемой нами группы детей имеются отклонения в развитии всех психических процессов, но особенно ярко нарушения проявляются в познавательной деятельности учащихся, в их мышлении. У умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Трудности вызывает даже решение простейших практически – действенных задач (составление разрезанного на 2-3 части хорошо знакомого изображения предмета, выбор геометрической фигуры, идентичной соответствующему углублению и пр.). Выполняя подобные задания, дети предпринимают множество попыток, допуская огромное количество ошибок, которые многократно повторяются, так как, не достигнув успеха, ученики не меняют выбранного способа действия. Заключение Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного и коррекционного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей. Деятельность педагога и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, обязан владеть педагогической диагностикой. Заключение Разработанная нами диагностическая программа изучения школьников с ОВЗ направлена на их комплексное обследование. Целью данной программы было углубленное психолого-педагогическое изучение  обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его индивидуально-психологических особенностей для оценки актуального состояния, представление прогноза дальнейшего развития, обучения и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Результаты, полученные в ходе психологической диагностики, используются для составления социально-психологического портрета ребёнка, имеющего ограниченные возможности; выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности; отбора педагогических методов и приемов обучения, определения форм психологической коррекции и личностного развития; консультирования педагогов и родителей.