Авторское исследование Церкви и монастыри Черноречья (краеведение)


Церкви и монастыриЧерноречья Выполнила: Новикова МарияУченица 9А классаНЧОУ СОШ им. ЛобачевскогоРуководитель: Поселеннова Д. В. Все основные события на земном пути православного чернорецкого жителя вершились в церкви. Рождался – его крестили, женился – венчали, каялся в грехах – причащали. Умирал человек – над ним совершали обряд отпевания. По списку церквей епархии 1911 года значились храмы в селах Гнилицы, Горбатовка, Желнино, Решетиха, Селищи, Черное. До постройки церкви в Желнине православные совершали обряды в церкви села Подъяблонного, что на правом берегу Оки. В 1764 году дотла сгорела деревянная церковь у сельчан Подъяблонного. По их просьбе Успенский храм Дудина монастыря был обращен в приходский вместо сгоревшего. Амвросиев Николаевский Дудин монастырь В 1606 году земли Черноречья были пожалованы Амвросиево-Дудину монастырю, в котором по преданию в 1365 году побывал Сергий Радонежский, посланный в Нижний Новгород митрополитом Алексием мирить братьев - великих князей нижегородских. К тому времени относится и старая нижегородская поговорка: "Дмитрий да Борис за город подрались". Так Дудин монастырь выглядел в начале XX века Сергий Радонежский Официально Амвросиево-Дудин монастырь просуществовал до 1939 года, когда оттуда был выдворен последний священник. Единственный частично сохранившийся храм в ансамбле Дудина монастыря – Успенский (1677 г.). Если подняться на купол Успенского собора (11 м.), то далеко за Окой можно увидеть: дымную восточную промзону, белый Дзержинск, Желнино с Благовещенской церковью (1878 год), спрятавшуюся в лесу Решетиху с Никольской церковью (1900 год), и уже совсем вдали - Володарск. В настоящее время Дудин монастырь восстанавливается. Божественная литургия в Дудином монастыре в день тезоименитства владыки Георгия Благовещенская церковь села Селищи-Мысы (ныне г. Володарск) построена в 1816 году «тщанием господ Турчаниновых». В конце прошлого века к ее приходу относились жители деревень Голышево, Жаровитово, Красная Горка, Ластаново, Леоновка, Локтево, Охлопково, Передельново, Решетиха, Новинки (до постройки в 1900 году Никольской церкви), Сейма, Чернуха, Щелканово. В церкви два престола - во имя Благовещения, а также Святителя Чудотворца Николая. Благовещение Николай Чудотворец Благовещенская церковь в г. Володарске В 30-е годы позапрошлого столетия жители села Селищи переселились на новое место, деревня получила название Решетиха. Однако совершать церковные обряды они продолжали в своем приходе – в Благовещенской церкви в Мысах. Это создавало для крестьян трудности. И вот один из богатых решетихинцев, купец 2-й гильдии Павел Михайлович Гурьев решил на свои средства построить в Решетихе церковь.В октябре 1895 года на сходе решетихинское крестьянское общество приняло предложение Гурьева и обратилось с прошением в Нижегородскую консисторию о постройке храма и о назначении строителем П.М. Гурьева.Нижегородский и Арзамасский епископ Владимир одобрил деятельность верующих и поручил епархиальному архитектору А.К. Никитину составить план и проект храма. Архитектор спроектировал пятиглавый храм в стиле древне-русских церковных построек Московского периода зодчества конца XVII века с главами Византийского характера. Как одно целое, вместе с храмом спроектирована трапезная и колокольня над папертью, заканчивающаяся шатровой главой стиля XVI века. Павел Михайлович Гурьев – купец-благотворитель Епископ Владимир Никольская церковь в Решетихе После утверждения плана и проекта храма на 600 посетителей крестьяне Решетихи на сходе 14 апреля 1896 г. уступили навечно земли для строительства храма, церковных домов для священнослужителей и кладбища. Через два с половиной месяца, когда Гурьев полностью заготовил кирпич и лес, после крестного хода 27 июня в присутствии протоирея г. Горбатова Лебединского, строителя храма П.М.Гурьева, его семьи и гостей церковь была заложена. Мастером из села Катунки Ф.И.Остроумовым был выполнен за семь тысяч рублей из мореного дуба многоярусный иконостас, представляющий точную копию с иконостаса Покровской церкви Нижнего Новгорода. Иконы для храма писал известный московский художник-иконописец М.И.Дикарев, подсвечники и серебряную утварь привезли из Москвы, колокол весом в 335 пудов – из Ярославля, красивую метлахскую плитку для пола – из Харькова. Паникадило пожертвовал в церковь И.С.Рябников. Уже к осени 1899 года храм был готов и снабжен всем необходимым. Иконы, выполненные М.И. Дикарёвым К осени храм был построен, но его законсервировали для просушки на 3 месяца. Накануне открытия храма, 30 января 1900 г. в Решетиху собралось все церковное начальство.После целого ряда церковных церемоний в 3 часа ночи на 30 января священник с. Желнино Знаменский совершил утреннюю службу, а утром начался благовест. Архимандрит Феодосий освятил храм с двумя протоиреями и с 4 священниками совершил Божественную литургию. Архимандрит Феодосий С тех пор Никольская церковь стала служить верующим. Но в 30-е годы прошлого столетия, как и повсюду , служба была прекращена. Священник Никольского храма в Решетихе Федор Вейсов с супругой1902 г. В 1935 году специально созданная комиссия Дзержинского горсовета проявила «заботу» о состоянии здания Никольского храма в Решетихе. После обследования сделали заключение: помещение непригодно для пользования из-за нарушений противопожарной безопасности, а посему церковь закрыть. Прихожанам удалось отстоять святыню. В 1936 году местный Совет вновь вернулся к этому вопросу. На этот раз храм решили закрыть… по желанию самих трудящихся. Для этого среди решетихинцев развернули усиленную агитацию и сбор подписей. Только с помощью нажима удалось достичь нужного количества, которое послужило основанием для закрытия церкви. По этой же схеме действовали борцы с православной верой в Желнине. Никольская церковь в Решетихе стоит более 100 лет. Она хорошо сохранилась, и нам необходимо её беречь как великолепное культовое сооружение XIX века. Благовещенская церковь в пос. Желнино В пятнадцати верстах от Селищенской церкви находился Благовещенский храм села Желнина, построенный в 1878 году, освященный в 1879 году «усилием прихожан и купца первой гильдии Степана Петровича Солина». Он был устроен полностью на его средства. Благодетель потратил на постройку более 100 тыс. руб. В Желнинский храм были перенесены древние иконы из Макарьевского Желтоводского монастыря. Храм преподобного Макария Желтоводско в Свято-Троицком монастыре В Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском монастыре В 1879 году в Желнинском храме Благовещения Пресвятой Богородицы освятили три престола: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а также во имя Архистратига Михаила, Святителя и Чудотворца Николая. Благовещение Архистратиг Михаил Николай Чудотворец В конце XIX века в приход сельской церкви входило 76 дворов с его 639 жителями. Долгое время священником в селе служил Иван Михайлович Лезвийский, затем Василий Вербицкий. Внутреннее убранство храма в пос. Желнино 20-е годы XX в. Священник Желнинской церкви Благовещения Василий Вербицкий с супругой Начало XX в. В 1988 году Нижегородской епархией было решено восстановить желнинский приход. А настоятелем храма стал иерей Николай Натаров. Наследство, доставшееся отцу Николаю, было незавидным. От когда-то богатого храма сохранились только стены да чудом уцелели кресты на куполах. Большинство первых прихожан имели смутное представление о церковных богослужениях. И в храм тогда приходили больше из любопытства, чем из потребности. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы закрыли в первые годы советской власти. Старожилы помнят, как валили наземь колокола, жгли иконы. Прочую церковную утварь уничтожили и разграбили, разорили часовню и колокольню, а из самой церкви сделали склад. Исключение составляли старушки – хранительницы многовековых устоев православной веры. Они-то и были главной опорой настоятеля на первых порах – певчими и постоянными прихожанами.Так началось второе рождение Благовещенского храма Пресвятой Богородици. Желнинский храм шаг за шагом постепенно восстановили. Отмыли от копоти стены, заново выложили церковный двор, восстановили крепкую чугунную ограду. Восстановление внутренней отделки храма – иконостаса, алтаря, росписи куполов и стен, а также расположение храмовых икон – велось в строгом соответствии с первоначальным обликом церкви. Желнинская церковь – один из местных памятников архитектуры. Её здание было взято под охрану государства.Теперь Благовещенская трехалтарная церковь и вовсе сияет радужным великолепием. Троицкая церковь села Чёрного Тороицкая церковь села Черного – единственная, располагавшаяся в черте современного Дзержинска. Её бывший адрес: Дзержинск, улица Калинина.Из архивных документов известно, что строительство каменной Троицкой церкви завершилось в 1832 году. Гораздо раньше здание храма было деревянным, находилось в непосредственной близости от Оки, а потому нередко затоплялось внешними водами. В 1819 году прихожане Троицкой церкви совместно с советом верующих вынесли на сходе решение о постройке каменной церкви, но пока ходатайствовали, готовили проект и строили церковь минуло 10 лет. В1832 году церковь была освящена. Это была единственная церковь на всю Чернорецкую волость. Внешний вид здания на всех имеющихся в фондах музея фотографиях зафиксирован со стороны колокольни. Представить себе её внешний вид со стороны входа позволяет «Опись имущества Троицкой церкви», составленная в 1928 году. «Церковь зданием каменная, выбелена и покрыта железом, колокольня вместе с церковью, у главного входа в церковь – крыльцо на каменных столбах. У крыльца над входом – медное изображение Распятия Господня. На правой стороне паперти – образ страшного суда Господня, на левой стороне – образ Смоленской Божией Матери. Над входом в церковь – образ Воскресения Христова с лампадкой. На колокольне – семь колоколов. Смоленская Божия Матерь Страшный суд Господень Внутреннее убранство церкви включало в себя большие и малые иконы, царские врата столярной работы были позолоченными, в них в клеймах – иконы Божией Матери и четыре Евангелиста. На полу были постланы ковры в шесть и пять аршин длиной, всё мерцало позолотой и серебром.После революции церковь продолжала служить крестьянам. В 1922 году совет верующих и представители Растяпинского волисполкома изъяли из церкви в фонд помощи голодающим Поволжья серебрянные изделия весом 12 фунтов. В 1929 году в селе Черном был открыт красный уголок, и комсомольцы выступили с требованием закрытия церкви. Церковь вскоре закрыли варварским образом – предварительно сбросив колокола и кресты. После Великой Отечественной войны церковь оказалась разрушенной. По воспоминаниям очевидцев, остатки каменной кладки здания церкви были взорваны в августе 1966 года. Такова судьба этого памятника истории и культуры. Флорищева пустынь Троицкий собор Флорищевой пустыни Свято-Успенский собор Флорищевой пустыни На богослужении в Свято-Успенском храме Флорищевой пустыни Дзержинский храмовый комплекс Эскизный проект храмового комплекса был рассмотрен в 1997 году на совместном заседании градостроительных советов г. Дзержинска и Нижегородской области. В нем приняли участие и высказали свои авторитетские оценки и замечания не только ведущие дзержинские специалисты, но и известнейшие архитекторы Нижнего. Столь большой интерес к проекту вполне понятен: будущий церковный комплекс в Дзержинске – объект во всех смыслах уникальный. Необычен прежде всего масштаб строительства: помимо главного собора, рассчитанного на шесть тысяч молящихся, комплекс будет включать еще около полутора десятка культовых, административно-хозяйственных и прочих построек. Деревянная церковь святителя Тихона Судьба дзержинского храма непростая. Место для него было выбрано еще в 1993 году. Рассматривалось два проекта собора. Нынешний - третий по счету. Его автор – подмосковный архитектор В.Н.Ижиков, главный архитектор – нижегородец А.А.Иняев. За образец центрального собора Воскресения Христова авторы взяли стиль русского храмового зодчества XV –XVII веков. Храм предполагается сделать двухъярусным: нижний, зимний зал сможет вместить до двух тысяч, верхний – до трех тысяч верующих. В дни великих церковных праздников богослужение в них может проходить одновременно. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в строящемся храме в честь Воскресения Христова в городе Дзержинске. Пасхальное богослужение в нижнем ярусе строящегося храма Воскресения Христова 26-27 апреля 2008 г. В углу земельного участка на пересечении пр. Циолковского и Ленинского комсомола авторы проекта разместили колокольню. Как составная часть в комплекс войдет и ныне существующая деревянная церковь святителя Тихона. В деревянной церкви святителя Тихона Храм в честь преподобного Антония Великого в г. Дзержинске Строящийся храм в честь преподобного Антония Великого у Северных ворот в г. Дзержинске Соловецкий крест около храма Антония Великого Осмотр строящегося храма Антония Великого Киот при въезде в г. Дзержинск у Северных ворот Киот на Желнинской площади г. Дзержинска Освящение киота Киот на границе Нижегородской и Владимирской областей