Презентация по истории и культуре народов Марий Эл на тему Марийский головной убор (7класс)


Женский головной убор(Республика Марий Эл) Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на воз­раст, общественное положение носительницы. Головные уборы под­разделяются на девичьи и женские Сложные головные уборы типа повязок в прошлом широко бытовали среди марийцев, об этом свидетельствуют археологические материалы. Было два варианта девичьего головного убора: повязка-венец, сплетенная из шерстяных ниток и украшенная бисером и монетами, и повязка-венец на кожаной основе с монетами. Бытовавшая прежде повсеместно полусферическая шапочка (такия) сохранилась у восточно-марийских девушек в качестве свадебного наряда. Подобный головной убор широко был распространен у тюркоязычных соседей. Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники — покупной, фабричный. Платок складывался по диагонали, а концы завязывались на подбородке. Замужние женщины носили головные уборы различных типов: 1) каркасные, остроконечные (шурка и шымакш); 2) лопатообраз­ные (сорока); 3) мягкие полотенчатые (шарпан); 4) платки. Женс­кие головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наибо­лее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А. Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе (шурка). Он представлял собой берестя­ной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к по­ясу. Этот богато украшенный монетами головной убор в прошлом был распространен среди всех групп марийцев. Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста (55x20 см), верхний конец которого сшивался остроконечно. Весь голов­ной убор богато украшался вышивкой. На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка. Шымакш — также один из древних головных уборов марийцев, который быто­вал не только среди женщин, но и мужчин. Наиболее древний его вариант имел несколько иную форму. Он не имел твердого остова, состоял из прямоугольного куска холста, сшитого с одной стороны в виде башлыка. На самом конце убора имелась небольшая орна­ментация вышивкой, состоящей из трех розеток. Подобный баш­лык закреплялся на шее при помощи нитяных завязок. Шымакш был преобладающим головным убором и среди восточных мариек. Манера ношения шымакша была различна и заключалась в распо­ложении остроконечной части убора на голове. Сорока — второй тип каркасного головного убора. Она состояла из очелья, державшегося на твердой основе из бересты или кожи. С боков к очелью пришивались завязки или крылья. Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку — волосник. С начала XX века начинается постепенное уменьшение очелья сороки.Сорока не является архаичным женским головным убором ма­рийцев. Она была воспринята от русского населения в период хрис­тианизации. Переняв форму головного убора, марийцы перенесли на нее свои орнаментальные мотивы. Третий головной убор, бытовавший у всех трех этнографичес­ких групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста, носившийся всегда в комбинации с нашмаком. Шарпан представлял собой полотенце длиной до 2 м, богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой. Нашмак — узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану на темени с помощью металлических заколок. У луговых ма­риек нашмак был длинной около 20—25 см, шириной 5 см, у гор­ных — соответственно — 45—50 см и 4 см. У разных этнографичес­ких групп имелись различия не только в размерах нашмака, орна­ментации, но и в способе ношения головного убора в целом. Луго­вые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, горные марийки им закрывали шею и косу. Шарпан восточных мариек носился без нашмака. В теплое время года они полотенцем обертывали голову, спуская один конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали еще и шею. В начале XX века шарпан луговых мариек видоизменился, раз­делившись на две части: кумлукан шарпан — верхнюю, короткую часть, закрывающую голову, и шарпан поч — "хвост" головного убора, прикреплявшийся к первой.Полотенчатый головной убор (шарпан) имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов: башкир, татар, чувашей, с которыми марийцы жили в близком соседстве. Четвертый тип — платок из холста с вышивкой. Его повязывали поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого голов­ного убора надевался треугольный платок, на второй — четыреху­гольный. Зимой надевали теплые платки-шали, сотканные из шер­стяных ниток. Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп марийцев было богато вышитое покрывало (вяргенчык), кото­рое сшивалось из трех полос холста. В начале XX века холщовые покрывала выходят из употребления, заменившись фабричными шелковыми платками. Шапки (упш) употреблялись в зимний период. У луговых мари­ек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой. У горных мари меховая опушка была из бобра, верх так­же украшался фабричной тесьмой. У последних шапка такой фор­мы вышла из употребления к концу XIX века. Шапка с лисьим мехом сохранилась в свадебном костюмном комплексе мариек се­веро-восточных районов Марий Эл до наших дней. Шапки из мер­лушки в виде кубанки с круглым суконным верхом бытовали сре­ди луговых и горных мариек. У луговых мариек такие шапки ис­пользовались в качестве свадебного головного убора невесты, а так­же праздничного зимнего головного убора женщин. Каждому вышеописанному женскому головному убору соответ­ствовали определенные типы причесок, которые отличались сложностью. Девушки-марийки, как и девушки многих народов Европы, заплетали волосы в одну косу. Смена прически на женскую проис­ходила во время свадебного обряда, чему следовала и смена головного убора. Это символизировало переход девушки в группу замуж­них женщин.