Презентация по истории и культуре народов Марий Эл на тему Марийская традиционная религия (5 класс)


Марийская традиционная религия как основа духовной культуры мариПодготовила: Мусанова Валентина Кузьминична, учитель ИКНМБОУ СОШ №24 г.Йошкар-Ола Марийская традиционная религия – народная религия мари, основанная на вере в силы природы (мар. чимарий). Народ мари поклонялся языческим божествам – Солнцу (Кече Ава), Ветру (Мардеж Ава), Воде (Вўд Ава), Небу (Кава Юмо). Но главным богом является Кугу Юмо. Поклонение богам происходит в природном храме – священных рощах (ото, кӱсото) Молением руководит жрец (карт) – богослужитель – язычник. Моления сопровождаются жертвоприношениями. В состав даров богам входят водоплавающие птицы, хлеб, куски тканей, серебряные монеты, ритуальная пища. Главная идея язычества – уважение и преклонение перед природой. Согласно верованиям мари, чтобы все беды обходили человека, необходимо жить в согласии с природой и самим собой: не допускать тёмных мыслей, не совершать плохих поступков. Высшим нравственным правилом у мари было уважительное отношение к любому человеку. «Старших почитай, младших жалей», - гласит народная мудрость. Святым правилом считалось накормить голодного, помочь просящему, предоставить кров путнику. Священные рощи – кӱсото Более 500 священных рощ в Марий Эл считаются историко – культовыми памятниками и охраняются государством. Располагаются рощи на возвышенности, недалеко от поселений. Мари рассматривают священные рощи как место временного пребывания богов В качестве посредника в общении людей с богами выступает специально выбранное жертвенное дерево (онапу), перед которым совершается моление. Неподалёку разводят жертвенный огонь, подвешивают колы. Марийские традиционные праздники Зимний новогодний праздник мари Шорыкйол (Рождество) посвящён новому урожаю и приплоду скота Весенний праздник ӱярня (Масленница) – подготовке к весеннее - летним полевым работам Кугече (Пасха) приходится на конец православной пасхальной недели. Перед началом весеннее – посевных работ устраивается моление сохе – Агавайрем (Праздник пашни). Завершение весеннего сева отмечается летним праздником Сӱрем. Главный летний праздник мари Семык (СЕМИК) отмечается через семь недель после пасхи. Основной целью этого праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту. Сбор нового урожая завершается осенним праздником Угинде пайрем ( Праздник нового урожая). Традиционный этикет мари тесно связан с заветами предков: что желаешь иметь сам, пожелай того же друзьям и недругам; никому не мсти – даже малая часть приводит к большим неприятностям; верши добрые дела в меру сил – в этом найдёшь душевный покой; живи с послушанием и уважением к родителям. Источники:Л.П.Москвина, Г.Н.Петухов, Ю.М.Никитина. История и культура народов Марий Эл.Марийское книжное издательство, 2012г.http://www.mari-el.name/mtr.htmlhttp://komanda-k.ru/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-