Презентация проекта Дети должны быть вместе
Образовательный проект«Дети должны быть вместе»по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностямив МБОУ СОШ №28 1
МБОУ СОШ №28 город Белгород, ул. Щорса, 11Тел., факс: 55-05-26Срок реализации 2016– 2018ггРазработчик:Педагогическое сообщество школы.Паспорт проекта
АктуальностьИнклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Концепция инклюзивного образованияДолгосрочная стратегия, рассматриваемая как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом.В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося.Акцент на разработку индивидуальной образовательной программы.Не вытесняет традиционные формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.4
В основе построения модели инклюзивного положены следующие принципиальные положения:гуманизация системы образования, создание условий для удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей;взаимодействие структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с ограниченными возмКонцепция инклюзивного образованиявожностями здоровья; доступность образования детям при наличии дефектов развития различной тяжести и глубины;обеспечение своевременной диагностики отклонений в развитии, направленной на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка, предусматривающего обучение и воспитание в наименее ограничивающих условиях;индивидуализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как универсальный механизм, направленный на помощь ребёнку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;формирование банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья.5
Нормативно-правовое обоснование ПроектаПостановление Правительства Белгородской области от 25 августа 2014 года №325-пп "О Порядке расходования денежных средств, предоставляемых в виде субсидии из федерального бюджета на проведение мероприятий по формированию в Белгородской области сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов"6
Целью проекта: Выявить, разработать и внедрить модель инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения, в котором будут формироваться индивидуально-психологические способности к саморазвитию, самопознанию. Задачи проекта:Создание условий психолого-педагогического сопровождения развития детей для включения в образовательную среду.Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.Создание единой среды для детей с разными возможностями.Создать условия для расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.Воспитание толерантного отношения здоровых детей к детям-инвалидам Вовлечение родителей в образовательный процесс посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми.7
Ожидаемые результаты от внедрения Проекта. 1. Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ.2. Система комплексной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям (законными представителям), испытывающим трудности в воспитании и обучении детей;3. Внедрение новых коррекционных и педагогических программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.4. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.8
Этапы реализации проекта:Реализация проекта будет проходить в три этапа:I этап - организационный 01.05.2016г. – 31.08.2016 г.II этап - реализации 01.09.2016г – 01. 05.2018г.III этап – контрольно-диагностический 05.2018г.
Задачи I этапа проектаЦель: создание условий в общеобразовательной школе для разработки и внедрения программы инклюзивного образования.Основные задачи подготовительного этапа:изучение потребностей ребенка (проблемы)изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ.10
Задачи 2 этапа проектаЦель :внедрение в практику модели инклюзивного образовательного пространства.1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.2. Составление индивидуальных планов и индивидуальной работы с учетом потребностей учащихся.5. Оценка эффективности образовательного процесса.Прогнозируемый результат реализации данного этапа:Устойчивое продвижение детей в развитии.Совершенствование всесторонней помощи с применением современного коррекционно-развивающего оборудования.Создание единого информационного пространства.11
Задачи 3 этапа проектаЦель: диагностика и контроль.На данном этапе ведется подготовка отчетной документации.Эффективность созданных условий для повышения степени комфортности детей в образовательной среде.Анализ эффективности модели социально-психологической адаптации детей.Оценка степени социализации детей в обществе.Изменение физического и психического состояния детей.Внесение дополнений и изменений в нормативные акты, регулирующие работуФормами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса.12
Методы и формы работы с детьми с ограниченнымивозможностями здоровья.Методические приемы:- Поэтапное разъяснение заданий.- Последовательное выполнение заданий.- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.Перемена видов деятельности- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.- Чередование занятий и физкультурных пауз.- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.- Работа за компьютером- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ- Разрешение переделать задание- Оценка переделанных работ.- Использование системы оценок достижений учащихся.13
Существующие барьеры:Архитектурная недоступность школДети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемымиБольшинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классахРодители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки14
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА «Равные среди равных»УПРАВЛЕНИЕПРОЦЕССАМИЛЮДЬМИРуководимУправляемДЕЛАфункции Организация работы1. ПМПК;2. Временных творческих групп;3. Клуба для родителей «Диалог».Обеспечение сотрудничествавсех субъектов педагогической деятельности, кадровая политика, обучение,информирование,мотивация работников.Прогнозирование, программирование, планированиеорганизация, регулирование, контроль, анализ.функциифункцииформыКоллективом в целом.Отдельными группамиИндивидуальноПедсоветы Заседания ПМПК- СеминарыКонкурсы I. Обучение: семинары – практикумыконсультации курсы тренингиII. Анализ деятельностизаседания совета ДОУ малые аппаратные совещания заседания аналитической группыкурсы переподготовки мастер - класс самообразование аттестация Управление собой, личный творческий план - самообразованиерезультатыСоздание развивающего пространства для профессионального саморазвития педагогического коллектива в целом и каждогопедагога в отдельностиформыПсихолого – медико – педагогическаяслужбаВ обученииВ развитииВ воспитании1. Формирование оптимальных навыков учебной деятельности;2. Развитие познавательной деятельности;3. Формирование системы знаний об окружающем;4. Формирование жизненно необходимых двигательных действий;5. Развитие связной речи.1. Развитие психических процессов;2. Развитие двигательных умений;3. Развитие коммуникативных способностей:4. Развитие творческих способностей.Формирование типологических свойств личности (мотивы, интересы, потребности достижений, ценностные ориентации, коммуникативность, эмоциональная саморегуляция, самосознание, эмпатия).результатыформыИндивидуальные,групповые,коллективные.результаты1. Реализация проекта с высокой степенью эффективности;2. Развитие детей и педагогов;3. Выполнение индивидуальных коррекционных программ.организуем
Педагогическое сопровождение образовательного процессав инклюзивной группеРодителиН.Е. Веракса, Т.С. Комарова«От рождения до школы»ДетиПедагогиДиагностика1.Социальный статус.2.Педаг. компетентность.3. Готовность к сотрудничеству.1. Художественно-эстетическое.2. Познавательно-речевое развитие3 .Физическое развитие.4. Социально-личностное развитие.1.Стиль педагогического общения.2. Мотивационная готовностьк сотрудничеству.Психолого-медико-педагогический консилиум ( проектирование индивидуальных программ )Команда сопровождения инклюзивной группы ( реализация индивидуальных программ)Педагогическое просвещениеОбучение методам корр. и разв.работыПрофилактика проблем воспитания.Программное обеспечениеПроект программы для детей с ДЦП Т.Э. Токаева «Здоровыймалыш»Технология двигательной коррекции ПетоАвторские программыпедагогов ДОУФормы и методыКоординация деятельности специалистов команды сопровожденияСпец. семинар “Особенности работы с детьми в инклюзивной группе”Промежуточная и итоговая диагностика* Непосредственно образовательная деятельность* Индивидуальная деятельность.* Совместная и самостоятельная деятельность. * Групповые консультации.* Индивидуальные консультации.*Семинары практикумы.* Родительская почта.* телефон доверия.*Семейный клуб.* Библиотека и игротека передвижки.* Консультации.* Семинары-практикумы.* Деловые игры,*Собеседование.* Организация самообразования.* Демонстрация деятельности с детьми.
Вывод:Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала17
Литература . Алехина С. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. // Психологическая наука и образование. 2011. № 1 2. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000 3. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Институт проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Выпуск 1МоскваЦентр ≪Школьная книга≫2010 4.Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. — 2010. — № 1. 5. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина// Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 14-20. 6. Решетникова О. От интеграции к инклюзии / О. Решетникова// Школьный психолог: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 16. - С. 34-37. 18