Презентация к родительскому собранию по адаптации пятиклассников Первый раз — в пятый класс


(Адаптация детей в пятом классе) Презентацию подготовила: Саенко Ирина Александровна Муниципальное образовательное учреждениеГородская основная общеобразовательная школа г. Калязина Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения Её виды: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.  Поведенческая - несоответствие поведение ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.  Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе. Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д. Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития – отрочество. ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ— Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности. Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни: они испытывают растерянность,всё время всё путают и забывают,не могут сосредоточиться на учёбе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. С другой стороны, именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала: ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником!!! Вопросы родителям: Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе? Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 1 10 предметов 13 предметов 2 23 часа 29часов 3 1 – 3 учителя 8 – 10 учителей 4 1 - 2часа 2 -2,5 часа Возникающие проблемы: очень много разных учителей, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; непривычное расписание;много новых кабинетов;новые дети в классе;новый классный руководитель;проблемы со старшеклассниками;возросший темп работы;возросший объем работ в классе и домашнего задания;рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;ослабление или отсутствие контроля со стороны родителей;низкий уровень развития речи;слабое развитие навыков самостоятельной работы;своеобразие подросткового возраста.  Быстро осваиваются в среднем звене;Устанавливают контакты;Приобретают новых друзей;Имеют хорошее настроение, спокойны, доброжелательны, добросовестны;Выполняют все требования учителей;Иногда отмечаются сложности в контактах либо с детьми, либо с учителем. К концу октября трудности исчезают. Испытывают трудности в усвоении программного материала;Имеют проблемы в общении с учителем;Не реагируют на замечания, или реагируют слезами, обидами;Выясняют отношения с одноклассниками.Трудности исчезают концу первого полугодия. Не усваивают учебную программу;Проявляют негативные формы поведения;Резко выражают отрицательные эмоции;Проблемы нарастают к концу учебного года. УСТАЛЫЙ, УТОМЛЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ВИД;НЕЖЕЛАНИЕ ДЕЛИТЬСЯ ВПЕЧАТЛЕНЯМИ О ПРОВЕДЕННОМ ДНЕ;СТРЕМЛЕНИЕ ОТВЛЕЧЬ ВЗРОСЛОГО ОТ ШКОЛЬНЫХ СОБЫТИЙ, ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ЕГО ВНИМАНИЕ;НЕЖЕЛАНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ;НЕГАТИВНЫЕ «ВЫПАДЫ» В АДРЕС ШКОЛЫ, УЧИТЕЛЕЙ, ОДНОКЛАССНИКОВ;ЖАЛОБЫ НА ТЕ ИЛИ ИНЫЕ СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО ШКОЛОЙ;БЕСПОКОЙНЫЙ СОН;ПОСТОЯННЫЕ ЖАЛОБЫ НА ПЛОХОЕ САМОЧУВСТВИЕ. Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого появляется лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Тест «Как вы думаете, всё ли благополучно у вашего ребенка в школе?» Если согласны с утверждением, то поставьте “+”. Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-” . Моему ребенку нравится учиться в школе. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. В классе у него много друзей. Ему мало нравятся учителя в школе. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, праздниках.Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). 9.Мой ребенок редко делает уроки без напоминания. 10.Другие интересы и дополнительные занятия не мешают его учебе в школе. Подсчитайте количество совпадений:1 “+”, 2 “+”, 3 “-”, 4 “-”, 5 “-”, 6 “-”, 7“-”, 8 “+”, 9 “-”, 10 “+”. 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. 6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. 1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Всего участвовало в анкетировании 43ч. - 83% от общего количества пятиклассников. 5а класс - 21ч. (78%) 5б класс- 22ч. (81%) Рекомендации родителям 1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка. 3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания. 5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. 6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.