Методическая разработка для учителей начальной школы «Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков».


Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков. Обучение первоклассников письму букв практически во всех прописях строится на их анализе. Зеркальное письмо Буквы раскладываются на элементы, дети учатся писать каждый из них, а затем синтезирую целое. Успешность анализа и последующего синтеза связана с развитием зрительного и, в большей степени, зрительно- пространственного восприятия. Смешение букв, состоящих из одинаковых элементов, их недописывание, неправильное соединение букв возможна замена той буквы, у которой второй элемент сложнее или менее автоматизирован, наиболее привычную для руки ребенка слабая сформированность двигательного стереотипа «…определенному ряду движений всегда соответствует в сознании определенный ряд чувственных знаков; если же двигательный ряд повторялся много раз, то вместе с движением заучиваются и соответствующие ряду чувственные знаки. Запечатлеваясь в памяти, они образуют ряд нот, по которым или, точнее, под контролем которых разыгрывается соответствующая двигательная пьеса». Ошибки в начертании, а так же несоблюдении размеров и пропорций элементов букв, одинакового наклона, строки, в результате чего письмо приобретает неряшливый вид, тесно связаны с неправильными движениями руки. Важную роль при письме букв играет контроль графических норм. Он осуществляется на двух уровнях – кинестетического ощущения и зрительного восприятия. Для коррекции нарушений письма букв необходимо правильно «поставить» руку ребенка, снять мышечное напряжение и развивать контроль. 1. Упражнения на прописывание в воздухе определенных фигур. 2. Упражнения на усвоение общего графического образа объекта. 3. Упражнения на развитие умения чувствовать размер объекта. Методика скорописи по Л.М.Зельдину Упражнение 1 Ребенку предлагается размашисто чиркать по листу слева направо – сильно, энергично, ритмично, не обращая внимания на отдельные движения. Так подметает улицу метлой веселый дворник. Необходимо получить свободное, размашистое движение. Упражнение 2 После воспроизведения выгнутой вверх дуги, ребенку предлагается по образцу, воспроизвести дугу, выгнутую вниз. Упражнение 3   Ребенку предлагается рисовать волнообразную линию (движения должны быть плавными и непрерывными, волны – покатыми). Упражнение 4 Меняя цветные мелки (ручки) и совершая непрерывное круговое движение, постепенно заполнять пространство листа так, чтобы получалось что-то вроде круглой радуги. Упражнение 5 Нарисовать радугу, проводя слева направо постепенно увеличивающиеся дуги. Упражнение 6 Перед ребенком ставится следующая задача. На лист нанесено пятно, а вокруг него – множество точек. Требуется перечеркивать пятно быстрыми движениями от каждой точки; переход от точки к точке должен был осуществляться последовательно в общем движении по часовой стрелке от правого верхнего угла листа. Упражнение 7 На основе предыдущего строится следующее упражнение. Необходимо соединять быстрым, плавным движением три точки, две из которых сделаны довольно крупными. Упражнение 8 Нарисовать спираль и предложить просто обводить ее спокойным, плавным движением. Упражнение 9 Горизонтальная восьмерка. Упражнение 10 Упражнение направлено на закрепление результатов, полученных в предыдущем упражнении.    Упражнение 11   Ребенку предлагается размашистыми спиральными движениями попадать снизу в точки, находящиеся на прямой линии. Для закрепления навыка делается несколько повторов в двух вариантах. Упражнение 12   Снова предлагается теми же движениями касаться снизу прямой линии, но точки на сей раз на прямую не нанесены. Упражнение 13  Как бы бесконечно повторяющаяся рукописная буква «и». Упражнение 14,15 Серия «слаломных» упражнений  Нужно двигаться по предложенной траектории, огибая нанесенные в определенном порядке небольшие кружки. Первые несколько циклов следует сделать по нарисованному взрослым образцу, а дальше – действовать самостоятельно. Упражнение 16 Данное движение необходимо предварительно проанализировать и медленно, с проговариванием, сделать по образцу. Упражнение 17    Содержит два элемента: возврат и свободную петлю. Упражнение 18    Все предыдущие упражнения были устроены так, что ранее нарисованная фигура служила одновременно видимым образцом для следующего действия, тем самым его поддерживая. Однако в реальном письме подобная повторяемость элементов обычно отсутствует. «Сердечки» образованы рукописными буквами «г». Упражнение 19 Упражнение 20      Рисование с помощью линий, проходящих через точки. Упражнение 21      Нарисован образец для обводки, построенный вокруг двух рядов кружков, расположенных вдоль параллельных прямых. Эти два ряда кружков в каком-то месте обрывались, а дальше шли только упомянутые опорные прямые. Сначала движение делается на счет «раз, два». «Раз» – и вокруг маленького кружка рисуется большой, «два» – проводится соединительная палочка, и т.д. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!   Успехов в работе!!!