Психолого-педагогические основы валеологического подхода в дополнительном образовании
Подготовила Воронова И.А.,зам.директора по УВР,педагог-психолог МБОУ ДОД ДДТ г.НовочеркасскаПсихолого-педагогические основы валеологического подхода в дополнительном образовании как условие успешной социализации и саморазвития обучающихся
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! Сократ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ"Об образовании в Российской федерации". Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗПриказ Министерства образования РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".Национальная инициатива «Наша новая школа».Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.Государственная программа Ростовской области «Развитие образования». Постановление от 25.09.2013 № 596.
«ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ» А.Маслоу
Психологическая безопасность – важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер.И.А. Баева
ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕналичие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней; возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития; наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности; сформированность основных возрастных новообразований; возможность полноценного функционирования, то есть выполнения соответствующих возрасту человека социальных и семейных функций.
ПСИХОЛГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ- динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие личности Компоненты модели психологического здоровья:аксиологический,инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный
ГЛАВНЫЕ КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира. Высокий уровень развития рефлексии. Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности. Успешное прохождение возрастных кризисов. Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Стиль активныйВремя появленияи основное содержаниевнутреннего конфликтаСтиль пассивныйЗащитнаяагрессивностьМладенчество.Чувство небезопасности, стремление к безопасностиСтрах уничтожения (смерти)Деструктивная агрессивностьРанний возраст.Чувство несвободы, зависимости — стремление к самостоятельностиСоциальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)ДемонстративнаяагрессивностьДошкольный возраст.Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастностиСтрах самовыраженияКомпенсаторнаяагрессивностьМладший школьный возраст.Чувство неумелости, неполноценности — стремление к ощущению собственной значимости, ценностиСтрах взросленияОтрицающая агрессивностьПодростковый возраст.Чувство тревоги от диссоциации, размытости «Я» — стремление ощутить целостность «Я»Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)
Социальное здоровье - состояние гармонии личностных смыслов, взаимоотношений с другими людьми и деятельности, которая способствует самоактуализации личности и позитивному развитию других людей, социума, общества и культуры в целом.
Задачи педагогов в области здоровьесбереженияСодействие в сохранении, укреплении и развитии здоровья обучающихся. Повышение уровня психологической и коммуникативной культуры обучающихся. Помощь в определении путей и условий для самореализации обучающихся. Создание условий для раскрытия творческого и духовного потенциала обучающихся.
ЗДОРОВЬЯ ВАМ!