Доклад на тему Риторическая компетенция школьников как условие успешной социализации
Риторическая компетенция школьников как условие успешной социализации
Зорина Ноябрина ХарлампьевнаУчитель якутского языка и литературы, 1 квалификационная категория, образование высшее, ЯГУ им. М.К. Аммосова, факультет якутской филологии, филолог, преподаватель якутского языка и литературы, педагогический стаж 27 лет, Отличник образования РС\Я\
Идея исследовательской работы:Более десяти лет систематически ведется в нашем районе конкурс риторики. Инициаторами этой работы являются методисты районного управления образования и сотрудники районной библиотеки. Успехи и достижения наших выпускников натолкнули меня на участие в ежегодных педагогических чтениях педагогов района с темой «Риторическая компетенция школьников как условие успешной социализации». Оглядываясь назад, когда со школы уходят наши выпускники, невольно думая о том, что ты им отдала, приходишь к замечательному открытию – есть чем нам гордиться! Мы гордимся нашими выпускниками – они уверенно поступают в желаемые учебные заведения и трудоустраиваются, находят свои места, заявляют о себе, продолжают быть в первых рядах, успешно обучаются в центральных ВУЗах. И тут приходит эта мысль – мы отдали им что-то ценное, что им помогает быть успешными, востребованными и конкурентоспособными.И одним из этих ценностей является тот опыт и результаты, которые они приобрели, обучаясь по образовательной программе компонента образовательного учреждения «Сахалыы сана.Родная речь» для учащихся 9-10-11 классов, которую я осуществляю в течение многих лет и их участие в этом конкурсе. В настоящее время навыки общения востребованы во взрослой жизни. В мире конкуренции и делового общения невозможно выжить без риторической компетенции.
Владение эффективной речью требуется во всех областях деятельности. Посредством речи человек ориентируется во внешнем мире, слово служит для него одним из самых важных средств восприятия огромного человеческого опыта, отраженного в науке, искусстве и литературе. Речь самым непосредственным образом участвует в формировании умственной деятельности человека и является ее основой.Огромное значение речи, ее неразрывная связь с мышлением ставит перед учителем одну из самых важных задач – развитие речи учащихся.Актуальность этой работы определило необходимость создания условий реализации в школе образовательной программы «Сахалыы сана» Несмотря на то, что по учебному плану на изучение родного языка в 10-11 классах часов не отводится, систематическая работа по разработанной образовательной программе «Сахалыы сана», способствует обеспечение необходимых часов для реализации программы в рамках компонента ОУ.
Цель программы «Сахалыы сана»- научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед выпускниками сама жизньЗадачи программы «Сахалыы сана»Практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ- учит успешному общению, т.е. взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Задачи предмета:-обучение умелой ,искусной речи-обучение эффективной речи-воспитание общающегося человека
Тематические части программы: «Что такое риторика»«Как люди общаются» « Какие виды общения существуют» «Общение» «Речевые жанры»«Текст»«Стили речи»«Речевая ситуация»«Речевой этикет»«Учимся слушать»«Речь правильная и хорошая»«Учимся редактировать»«Риторика уважения»«Публичная речь»«Учимся спорить»«Резюме»«Применение средств современных информационных технологий»
Виды работ на уроках риторики:Устный диалогУстный рассказТворческие сочинения на основе личных впечатлений- музыкальные впечатления- читательские впечатления- жизненные впечатления- фантазийные впечатленияУстные дискуссииУстная и письменная газетаЯзыковые игрыЧитательские конференцииВстречи с творческими людьмиВыезды в другие школыРолевые игры
Итоговые проектыдоклады- сообщения-пересказы художественного текста от имени героя- издания личных творческих работ- анкета читателейпрезентации удачных письменных работ, разнообразных по жанру( сочинения, диктанты, изложения, творческие работы, стихи и рассказы)Виды упражнений- восстановление деформированного текста- определение границ предложенийупражнения речевого аппарата
Методы и приемы работы на уроках риторики-риторический анализ устных и письменных текстов-риторические задачи-риторические игры-групповая работа-рефлексия-проблемно-поисковый метод- работа с различной литературой
Риторический анализ устных и письменных текстовВключает обсуждение 3х вопросов-что сказал говорящий-что он хотел сказать-что сказал ненамеренноРиторические задачиОсновывается на описаниях речевых ситуаций-кто говорит-кому-для чего - зачем-что - о чем-как-где-когдаУчащимся предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль
Риторические игрыСодержат соревновательный элемент и предполагают определение победителяКто ( какая команда)(веселее,забавнее,смешнее)Работает жюриПобедители районного творческого конкурса постановок2011 г.Победители творческих номинаций
Ожидаемый результат работыВыпускник:- свободно владеющий родной разговорной речью и выражающий свои мысли в устной и письменной формах; -эффективно и грамотно решающий практические, социально- личностные проблемы ;понимающий и любящий искусство слова;- успешно самореализующийся и комфортно чувствующий себя в любой среде
Участники ток-шоу 10 – 11 класс и родителиУчастники районного конкурса риторики2007 г.
2011 г.Дипломанты районного конкурса риторикиУчастники районного конкурса риторикиБеченча-Орто-Нахара-Чамча-Натора
Выпускники – дипломанты районного конкурса риторикиза 2002- 2013 г.1.Трофимов Григорий , выпуск 2002 г., окончил ЯГУ им. М.Аммосова2.Ощепков Георгий, выпуск 2002 г., окончил СГПА3.Иванова Анастасия, выпуск 2003 г., окончила ЯГУ, ЯГСХА4.Трофимов Иннокентий , выпуск 2003 г., окончил МРТК5.Еримеев Николай, выпуск 2005 г., ЯФЭК6.Ощепков Айсиэн, выпуск 2007 г., ЯСХТ7.Иванов Дмитрий ,выпуск 2007 г., МРТК8.Корнилова Ксения, выпуск 2011 г., СВФУ9.Ощепков Владислав, выпуск 2011 г., СВФУ10.Санникова Анна, выпуск 2012 г., ЯТКТиД11.Ощепков Станислав, выпуск 2013 г.12.Ощепкова Юлия, выпуск 2013 г.,политехнический лицей с.Сунтар13.Корнилова Валерия, выпуск 2013 г.,политехнический лицей с. Сунтар14.Ощепков Иван, выпуск 2009 г., ЯГСХА15.Шкулева Александра, выпуск 2003 г., ЯТК16.Борисов Николай , выпуск 2009 г., ГТУ
Участники районных, региональных, республиканских НПК, творческих конкурсовРуководитель Зорина Ноябрина Харлампьевна 1.Иванова Анастасия, выпуск 2003 г., республиканская НПК «А.Е.Кулаковский»,доклад, специальный приз2.Еремеева Жюлиана, Ощепкова Анастасия, выпуск 2009 г., республиканский фольклорный фестиваль3.Шкулева Александра, выпуск 2003 г., республиканская НПК, доклад, благодарственное письмо4.Зорина Валентина, Иванов Дмит рий, Максимов Алексей, выпуск 2007 г., районная НПК «Шаг в будущее»5.Корнилова Ксения, выпуск 2011 г., региональная, республиканская НПК «Шаг в будущее», лауреат6.Ощепков Владислав, выпуск 2011 г., районная НПК «Шаг в будущее», дипломант, районная НКК, дипломант7.Санникова Анна, выпуск 2012 г., районная НКК, дипломант8.Корнилова Сахая, 7 класс, республиканская творческая олимпиада,дипломант 2 степени
Постановка Н.Зориной«Саллаат о5ото Чооруона»Дипломант 1 степени Владислав Ощепков, студент СВФУ института языка и культуры народов Севера
Школьные постановки
Лауреат региональной НПК «Шаг в будущее» Ксения Корнилова, студентка СВФУ филологического факультета Неоднократный дипломант 1 степени районного конкурса риторики,дипломант 1 степени научно-краеведческой конференции Владислав Ощепков
2013 г.Республиканский этап Всероссийского интеллектуального форума «Единством сильны»местоКорнилова СахаайаРуководитель Зорина Н.Х.