Презентация на тему Индивидуализация обучения как средство повышения качества образования
РМО учителей физики «Индивидуализация обучениякак средство повышения качества образования» Подготовила: Ивлиева Н.Нучитель физики МБОУ «Липовская основная школа №34» Щекино – 2015 г.
Задача педагогов – создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Подходы к индивидуальным формам обучения:пересмотр содержания стандартов образования на основе компетентностного подхода (А.Н. Тубельский);развитие личностно- ориентированного обучения (И.С. Якиманская);построение образования как средства самореализации (А.М. Лобок);расширение способов индивидуального образования и радикальное изменение учебной деятельности школьников (Н.Б. Крылова).
Последовательность действий (Б. Ливер) :Определить стиль учения каждого учащегося.Отметить место каждого ученика на карте стилей Определить, какие стили входят в усредненный стиль класса.Выяснить, кто не соответствует стилю большинства.Определить стиль преподавания учителя и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся.Определить ориентацию учебных материалов (учебников, пособий, раздаточных материалов) и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся.Оценить глубину конфликтов между учебными стилями учащихся, средним стилем класса, стилем преподавания учителя и ориентацией учебных материалов. Определить методы включения учащихся группы риска в учебный процесс
Методы изучения стиля деятельности Наблюдение за деятельностью педагога и учеников на урокахБеседа с испытуемыми в непринужденной обстановкеМетод независимых характеристикСравнение показателей педагогической деятельности учителей и студентовИзучение документов и других продуктов деятельности
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебный стиль ученикаРекомендуемая форма работы с ним«Левополушарный»Контроль результатов объяснения«Правополушарный»Свободное обсуждение, подведение итогов, слушаниеКонтекстнезависимыйВнеконтекстуальные тесты, вопросы с выбором ответа, слушание, задания на заполнение, зубрежка грамматики, листы из словарика, математические вычисления вне контекста, заучивание через повторение, поток новых словСочинения на свободную тему, мозговые штурмы, упражнения с использованием индукции, задания в словах/картинках, некоторые виды самостоятельной работыУсилителиКонтраст, грамматические упражнения, поиск различийУсреднителиСравнение, упражнение на беглость, выделение типовДедуктивныйОбъяснение, правилаИндуктивныйИсключения, задания с использованием неизвестного языкаАналитическийТесты множественного выбора, информация из учебника, концентрация на деталях, решение задачСинтетическийЧтение без словаря, аутентичная информация (например, газеты), концентрация на общем содержанииЛинейныйТочные последовательности действийНелинейныйНеструктурированная деятельностьИмпульсивныйЗадания на время, с фиксированным сроком выполненияРефлексивныйДолгосрочные проектыВизуальныйРабота с бумагой и ручкой, письменные тестыАудиальныйВзаимодействие, ролевые игры, тесты с «открытым» вопросами, устные тестыКинестетическое восприятиеШумные помещения, взаимодействие, ролевая играАбстрактное мышлениеЛекции, письменное упражнениеКонкретное мышлениеУчебные экскурсииМодель индивидуализации. Автор Б. Ливер
Модель индивидуализации. Автор Д. Болз{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}ЭлементыПримерыУсловия обученияПрактическое применениеОбразовательной средыЗвук, свет, температура, оформление кабинетаШум/тишина; яркий/тусклый свет; жарко/ холодно; парта/неформальная обстановкаИзменение декораций класса, вспомогательных помещений; создание зон разной освещенности; выбор индивидуального температурного режима; выбор индивидуального комфортного положения в пространстве; выбор индивидуальной зоны общенияЭмоциональныеПобуждения и мотивы к обучениюСоотношение «должен»/ «хочу», степень самостоятельности, свобода действий/точные инструкцииПреподаватель - не надзиратель, а наставник и помощник, напоминающий тренера в спортивной команде; перенос ответственности за результат обучения с преподавателя на ученикаСоциологическиеСтепень потребности в партнереОдиночество; вместе с другими учениками; под прямым наблюдением преподавателя; комбинации условийПредоставление ребенку возможности работать в одиночестве, в группе, под руководством преподавателя или в комбинации вариантов, посредством изменения положения в пространстве кабинета/школыФизические (перцептивные)Органы, с помощью которых осуществляется учение Виды памяти; желание перекусить; Продуктивное время занятий; Длительность непрерывной работы; Потребность в движенияхУчет в плане урока слуховых, визуальных, чувственных и кинестетических особенностей детей
Модель индивидуализации. Автор М. Акимова/ В.Козлова{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ТипВнешние проявленияТехнология работыСлабые Быстро устают, медленно усваивают материалДавать время на подготовку к ответу в письменной форме, не спрашивать новый материал, поощрять не только оценкой Сильные Не склонны к алгоритмам, систематизацииКонтролировать последовательность, побуждать к планированию, самопроверке выполненногоИнертные Затруднения при разнообразии заданий, высоком темпеНе спрашивать в начале занятия, не требовать немедленного выполнения и изменения неудачных действий, формулировок при устных ответах, не отвлекатьПодвижныеВысокий темп, переключаемость, отход от стандартовПостоянное руководство и контроль, учить саморегуляции и самоорганизации деятельности, разнообразить содержание заданий, видов деятельности
Модель индивидуализации. Автор Е.М. Лысенко{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Репрезентативная системаЧастоупотребляемыйпредикатЖелательное обращениеЖелательное задание ученикуВизуальная«Взгляните»,«видите»,«ярко»,«обозримо»,«светло»«Мы видим, что данная тема...»Составление таблиц, иллюстраций изучаемых понятийАудиальная«Громко»,«слух»,«хрустящий»«Данная тема созвучна...»Подготовка отчета в устной форме, выступление с докладом, сообщениемКинестетическая«Ощущаю», «тепло», «уютный», «сухость»«Я чувствую, что данная тема...»Подготовка и проведение сюжетно-ролевых игрДискретная В равной мере аналоги всех типовНаучно-исследовательская работа
Модель индивидуализации учения, основанная на соотношении значимости самоопределения и самореализации. Авторы: Е. Александрова / М. Алёшина.{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Соотношение значениясамоопределенияи самореализации Ориентация в ходе самоанализа на ... (может изменяться с возрастом)Видимое проявление индивидуального стиля учения ВзрослогоСверстникаСвое «я»Преобладает самоопределениеОбращение за помощью к взросломуОбращение за помощью к сверстникуОбращение за помощью к самому себе, самомотивацияХочу сделать свой выборПреобладает самореализацияЗначима похвала взрослогоЗначимопризнаниесверстниковСамоодобрение, самодостаточностьХочу уметь реализовать свои идеиРавновесие значимостиСкажи, как, что, и потом похвалиВсе делают это таким способом, значит, и меня одобрятЯ пойму и сделаю сам. Я молодецХочу выбрать путь и реализовать свою идею
Целостная образовательная среда должна:мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков;формировать у учащегося систему знании;формировать у учащегося систему предметных, межпредметных и надпредметных (называемых чаще общеучебными) умений, навыков;развивать у него познавательную сферу и через развитие психофизиологических свойств (внимание, память, и др.).
Характеристики индивидуального стиля учебной деятельности ученика как факторы его учебного успеха{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}РесурсучебногоуспехаПараметры ИСУД(индивидуального стиляучебной деятельности) ученикаЕдиница или система измерения каждого параметра«Знаю»обученностьОценка по предмету«Могу»вниманиеУровни проявления:0 - недопустимый1 - критический2 - достаточный память модальностьА (ауд.) ,В (виз.), К (кин.) доминирование полушарийЛ (лев.), П (прав.), Р (равн.)«Умею»организационные навыкиУровни сформированности и проявления:0 - недопустимый1 - критический2 - достаточный коммуникативные навыки информационные навыки интеллектуальные навыки«Хочу»уровень развития мотивационной сферыСоциально-духовныйСоциальныйПознавательныйБазовый, эмоциональный
Условия эффективности индивидуализации обучения.определить индивидуализацию обучения на уроках как одно из приоритетных направлений деятельности, создающего предпосылки качества образования, основываться при этом на понимании многообразия индивидуальных стилей учения школьников и моделей работы с ними;учитывать, что все модели предполагают создание условий для свободного множественного выбора ребенком комфортной для него среды учения, способа и форм учения, видов заданий и т. д.;продолжить изучение способов организации индивидуального подхода к обучению и обмен опытов по названной теме на заседаниях школьных методических объединений учителей;рекомендовать использовать диагностические данные о дониминировании полушарий обучающихся в работе учителя;оптимально сочетать индивидуальное обучение с традиционными формами работы;критериями его результативности считать умение школьника самостоятельно определяться в учении, формировать индивидуальный образовательный маршрут, самореализоваться с помощью определенных способов и приемов, осуществлять самоанализ в учебной деятельности и вносить коррективы в собственный стиль учения, достигая оптимума.
Несколько простых советов:Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам интересно с ним.Давайте каждому ребенку возможность сделать свое маленькое открытие.Если ребенку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.Не навязывайте ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам.Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.Вместо отметок - главной причины школьных бед (они акцентируют в большей степени провалы в учебе, чем успех) можно пользоваться баллами, чтобы поставить «зачет - незачет».Помните, что ошибка одного может породить мысль другoгo. Не пугайтесь детских ошибок.Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете, этомувсегда можно и нужно найти разумное обоснование.Не бойтесь признаться в том, что сами чего-то не знаете.Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у вас есть разумные аргументы «за» или «против» высказываний детей.Не требуйте от ребенка словесных формулировок и обобщений до того, как он выполнит предметное действие или какое-либо задание. Помните, что неудачи в жизни бывают двух типов - недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы их избежать, ребенок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих.Просто любите детей и не бойтесь им показать это.
Спасибо за внимание!