Презентация Работа с трудными подростками
Кл.руководитель: Якоби А.А.МКОУ Вознесенская средняя общеобразовательная школа2017 год «Работа классного руководителя с трудными подростками и социально-опасными семьями» Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словно стена без дверей и без окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили… поздно учли…Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович) К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Причины, порождающие "трудных" подростков: отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; "эпидемия" разводов; потеря эмоциональных контактов с детьми. Трудные дети -это: Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится. К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными. Цель данной презентации :«Показать формы воспитательной работы с трудными детьми» Будучи классным руководителем, я приобрела определенный опыт, а работы с трудными детьми. В сегодняшнем моем классе из 10 учащихся – 2 человека «трудных».Это дети, поступившие в нашу школу из других школ. Они очень разные, и поэтому подходы разные. В селе все друг друга знают, поэтому, выявляю положение в семье подростка, изучаю его общение в школе, вне школы, мнение педагогов о нем.Первый мой шаг- встреча с членами семей учащихся. Если дети и родители почувствуют, что со стороны классного руководителя осуществляется контроль, контроль официальный, заинтересованный, то проблемы будут постепенно решаться.Мне очень помогают индивидуальные, душевные беседы, из которых ребенок должен понять, что мне ему хочется помочь. Стараюсь, чтобы эти дети были заняты во внеурочное время. Когда распределяем поручения, то всегда есть задания для «Трудных» детей. Обязательно при всем классе хвалю их за выполнение работы, за малейшие успехи. Люблю общаться с детьми вне уроков, ведь именно тогда «трудные» дети раскрываются полностью. Это и походы, поездки, однодневные выходы в природу в конце и начале учебного года, классные огоньки, школьные мероприятия. Привлекаю к этому и родителей. Очень важно выполнить обещанное. Большую роль в работе школы и классного руководителя играет взаимопонимание с родителями. Я думаю, его можно достичь, когда родители понимают, что их ребенок любим, уважаем, увидят мои благие намерения. Каждый год провожу совместно с родителями и детьми классные вечера. На этих вечерах стараюсь проводить игры и конкурсы, чтобы каждый ребёнок проявил себя, организовываю игры , провоцирующие ухаживание детей за родителями и наоборот. Мне кажется, не последнюю роль в работе с семьей играют тематические собрания, открытые уроки для родителей, презентация позитивного опыта семейного воспитания. Трудные дети очень ранимы, поэтому помню всегда высказывание английского философа Френсиса Бэкона: «Грубость рождает ненависть». В своем классе провожу с родителями следующую работу: 1. Проведение родительских собрании (4 раза за учебный год). 2. Участие в общешкольных собраниях (4 раза в год). 3. Посещение родителей на дому (если есть необходимость). 4. Диагностика возрастных переходов (ежегодно). 5.Привлечение родителей к организации совместных вечеров, встреч, спортивных соревнований, туристических походов, экскурсий. Кроме этого организую педагогический всеобуч, обмен положительным опытом воспитания детей в семье, анализ педагогической ситуации, провожу диспуты и дискуссии по проблемам воспитания и обучения детей. Всегда помню семь педагогических правил принципа «Не навреди!» 1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися. Основная ценность для учителя сам ребенок, его личность, развитие, мировоззрение, нравственное, душевное, физическое здоровье. Вот почему необходимо защитить, приласкать, придать ученику силы, уверенности в себе, просто увидеть проблему и решить. Найти в ребенке что-то новое, тем самым позволить ему рассуждать, задумываться над самим собой, спорить и находить истину, решать проблему выбора жизненных ценностей и приоритетов. Игры с детьми Ребятам очень нравится игра ,,Белые стулья” По мнению психологов, она помогает созданию теплой доверительной атмосферы, формирует положительные эмоции, повышает самооценку школьников. Ход игры. Ребенок садится в центре круга, а все участники по очереди рассказывают о нем только хорошее. Поначалу многим детям было трудно вспомнить и назвать положительные качества одноклассников с отклоняющимся от нормы поведением. Но постоянный навык наблюдения, совместные дела помогали им разглядеть друг в друге позитивные черты…Игра ,, Безопасно/ осторожно”. По кругу стулья. Дети садятся на них. Ведущий: Какие вредные привычки вы знаете? (ответы учеников) Ведущий называет (бензин, сахар, апельсин, сигарета, хлеб, краска, яблоко, лак…), если это опасно для жизни, то учащиеся говорят ,, опасно”, если полезно – хлопают в ладоши. Игры с детьми ,,Коробка”. Запреты ,,внутренние” и ,,внешние”. В коробке что-то лежит, вы не знаете что. Но знаете, что там находится то, что нельзя. Что вы сделаете с ней? Ребята встают в круг и говорят: ,, Выброшу”, ,, посмотрю, что там”, ,,пройду мимо, не взглянув на нее”. В коробке лежала ,, записка”, где написано , что делать нельзя (сигарета, наркотики, взрывчатка). Вопрос: Какие чувства вы испытывали, когда решали, что сделать с коробкой? Более 80% учащихся открывали коробку, обычно так поступает подросток. Игры с детьми Игра ,, Определённые ценности”. По кругу сидят ребята на стульях. У каждого по 5 листочков Задание: 1) написать на отдельном листочке по 2 любимых блюда; 2) два любимых занятия (2 листочка) 3) имя близкого и дорогого вам человека. Ведущий: Поставьте себя на место человека, который употребляет наркотики. За все нужно платить. Отдать карточку ведущему с любимым блюдом;Отдать другую карточку с любимым блюдом;Лишиться любимого занятия;Отдать карточку с другим занятием и, наконец,лишаетесь самого дорогого вам человека.Затем учащиеся возвращаются в прежнее состояние. Вопрос ведущего: Что вы испытали, когда что- то теряли? Вывод: наркоман лишается всего, даже самых близких ему людей.В ответах звучит, что ощущали нарастающее чувство страха… Задачи классного руководителя: «Ученики должны стать классному руководителю родственными душами, за которые мы искренне переживаем, радуемся, огорчаемся, если что-то не так, гордимся, скучаем друг без друга, ждем встреч, испытываем необходимость в общении.»