Новые цели и ценности иноязычного образования в условиях перехода на новый ФГОС.
Новые цели и ценности иноязычного образования в условиях перехода на новый ФГОС.
Приоритеты государственной политики в сфере образования зафиксированы в:Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года (раздел III «Образование»; одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36);Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р);Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы;Федеральной целевой программе развития образования; Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». 2
личностное развитие–развитие индивидуальных, нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;Основные задачи общего среднего образования:общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразование; коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
ppt_yppt_yppt_y
Конституция Российской ФедерацииСтатья 43 1. Каждый имеет право на образование. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. 4
ppt_xppt_y
Закон «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандартыФедеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;3) результатам освоения основных образовательных программ. ФГОС - Система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.5
ppt_xppt_y
Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.6
ppt_xppt_y
Концептуальные основы ФГОС - Преемственность и инновационность фундаментальные принципы:1.Единство преемственности и инновационности. преемственно развивает идеи, реализованные в предшествующих проектах образовательных стандартов;обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.Инновационность ФГОС заключается, прежде всего, в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, системообразующего ресурса социокультурной модернизации России. 7
8Стандарты - конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством8СЕМЬЯЛичностная успешностьСоциальная успешностьПрофессиональная успешностьОБЩЕСТВОБезопасность и здоровьеСвобода и ответственностьСоциальная справедливостьБлагосостояниеГОСУДАРСТВОНациональное единствоБезопасность Развитие человеческого потенциалаКонкурентоспособностьРазработка и реализация ФГОС рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.
ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ - 9
Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. (начальная школа) 2004 200710 3 компонента (федеральный. региональный, школьный); изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания) заявлены , но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции; только федеральный компонент;предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер (дается три варианта планирования, педагог может создать свой, 4-й вариант), усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу до 10 ч. в каждом классе) - ориентация стандарта второго поколения на результат образования
Цели и образовательный результат 2004 г.овладение умениями;практическое применение знаний и умений (ключевые компетенции)освоение знаний; новый стандартформирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции 11
12Требования к результатам освоения основных образовательных программБазисный образовательный планПрограммы воспитания и социализацииКонцепция образовательных областейПланируемые результаты обученияУниверсальные учебные действияПримерные программыФундаментальное ядро содержания общего образованияЦенностныеориентирыВнеучебныеВнешкольныеУМКУМКУМКТБазисный
13ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕСамоопределение:внутренняя позиция школьника;Самоидентификация;самоуважение и самооценкаСмыслообразование:мотивация (учебная, социальная); границы собственногознания и «незнания»Ценностная и морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморально-нравственных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельностьКоммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничестваПознавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символических средств, общих схем решения;выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятиеОсновы системынаучных знанийОпыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знанияПредметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы
14Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация
Определение Фундаментального ядра содержания общего образования- важная составная часть новой концепции стандартов общего образованияСоздание Фундаментального ядра –начальный этап разработки нового содержания образования
Фундаментальное ядро содержания общего образования –основополагающие научные знания, имеющие методологический и системообразующий характер: ключевые факты, понятия, идеи, методы, теории, имеющие универсальный характер или относящиеся к отдельным наукам, отраслям знания и культуры, которые предназначены для обязательного изучения в общеобразовательной школе.
17 неотъемлемая часть Фундаментального ядра - Универсальные учебные действия (УУД) В широком значении – умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта В более узком – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Надпредметный уровень
Фундаментальное ядро содержания общего образования по иностранному языку рассматривает обучение иностранному языку как одно из приоритетных направлений современного школьного образования: специфика иностранного языка как учебного предмета- интегративный характер, способность иностранного языка как учебного предмета – и цель, и средство обучения
Цель изучения иностранных языков в школе –Формирование иноязычной коммуникативной компетенцииУсиление социокультурной направленности обучениеПриобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка Осознание особенности культуры своей страны
Усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам предусматривает ,, Развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельностиПредметное содержание определяется на основе сфер общения Ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения.социально-бытовойучебно-трудовой говоренииаудированиичтении и письме.социально-культурная
Компоненты содержания обучения иностранному языкуПредметное содержание речи и эмоционально-ценностное отношение к немуКоммуникативные уменияЯзыковые знания и навыкиСоциокультурные знания и навыкиУчебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные и предметные)
Иноязычное образование является частью современного школьного образования Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащимся для овладения знаниями, умениями, навыками, способности и готовности к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитиюУспешное овладение методикой реализации ключевых положений инициативы « НАША НОВАЯ ШКОЛА» , ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА содержания общего образования и ФГОСов - условие достижения качества иноязычного образования в школе